НА́ТЧИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́ТЧИ (натчезы), индейский народ на Юго-Востоке США. Живут в двух общинах в штате Юж. Каролина (Вост. община натчи и Натчи-куссо на о. Эдисто, ок. 800 чел.) и среди криков и чироков (ок. 7 тыс. чел.). Язык изолированный, исчез в нач. 20 в., предпринимаются попытки его возродить. Баптисты и приверженцы традиц. культов.
Предками Н. считают носителей культуры Плакмин – регионального варианта (13–14 вв.) культуры Миссисипи. Первые сведения о Н. сообщил Э. де Сото (1542), первые контакты с европейцами – в 1682 (экспедиция Р. Кавелье де ла Саля). Появление первых франц. поселений (кон. 17 в.) было встречено мирно. В 18 в. Н. были втянуты в торговлю с англичанами, что привело к обострению их отношений с французами (1715–16 – 1-я, 1722 – 2-я, 1723 – 3-я натчезские войны). После разгрома т. н. Восстания Н. (1729–31) часть пленных Н. была продана в рабство на острова Вест-Индии, остальные присоединились к чикасо (впоследствии ушли к чирокам), к верхним крикам, часть переселилась на восток под защиту англ. колонии Юж. Каролина.
Традиц. культура типична для индейцев Юго-Востока США. К кон. 17 в. жили по рекам Сент-Катерин-Крик, Фэрчайлдс-Крик и др., насчитывали 4–6 тыс. чел., имели вождество во главе с правителем Великое Солнце. 9 поселений Н. в районе совр. г. Натчез (штат Миссисипи) состояли из маундов, окружавших центр. площадь, с храмовыми комплексами, жилищами вождей и склепами на вершинах; вокруг располагались возделываемые поля и квадратные в плане жилые дома из плетня, обмазанного глиной. Годовой цикл, начинавшийся в марте, насчитывал 13 мес, каждый был связан с определённым диким или культурным растением или животным. Женщины в осн. занимались земледелием (кукуруза, бобы, тыква) и собирательством; мужчины расчищали целину, обрабатывали особое поле с кукурузой и табаком, предназначенными для обрядов, охотились (олень, бизон, медведь, индейка), ловили рыбу. Было известно гончарство, ткачество из волокон тутового дерева и крапивы, изготовление накидок из бизоньей кожи. Устраивали дальние торговые экспедиции на северо-восток за кремнем, кипарисом для изготовления лодок-долблёнок и др. (т. н. Тропа Н. протяжённостью почти в 1000 км). Практиковались татуировка лица и тела, искусств. деформация черепа в младенчестве. Счёт родства матрилинейный. Делились на 4 класса (три высших – «солнца», «знать», «почётные люди» – и простолюдины – «вонючки»). Высшие классы составляли экзогамную половину, т. е. их представители были обязаны вступать в брак с простолюдинами. Класс «солнца» составляли правители Н. и их потомки по женской линии. Потомки женщин класса «солнца», независимо от пола, оставались членами класса «солнца»; дочери мужчин класса «солнца» причислялись к «знати»; сыновья мужчин класса «солнца» и «знати» – к «почётным людям»; дочери женщин «знати» – к «знати», а дочери мужчин «знати» – к простолюдинам. Представители высших классов занимали должности администраторов, церемониймейстеров, носителей священных трубок, храмовых защитников и др. Правитель Великое Солнце жил в Главной деревне, имел неогранич. власть; его брат (Татуированная Змея) был военным, старшая женщина из класса «солнц» (Белая Женщина) – религ. лидером. Простолюдины могли достичь класса «почётных людей» с помощью воен. подвигов и жертвоприношения рабов на важных похоронах. Похороны правителя Великое Солнце сопровождались массовыми жертвоприношениями жён и слуг усопшего. Среди знати была распространена полигиния. Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом типа «кроу». Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. В 18 в. восприняли родовую организацию криков и чироков. Осн. культ – поклонение солнцу. Отмечали календарные праздники Маленького початка (Зелёной кукурузы) и Большого початка, устраивали ритуальные пиры, игры в мяч между белой (Великое Солнце) и красной (Татуированная Змея) командами, при объявлении войны и заключении мира важную роль играл обряд калюмета. Совр. Н. продолжают практиковать шаманизм и знахарство, ритуальные пиры и ночные танцы.