МИНАНГКАБА́У
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНАНГКАБА́У (самоназвания – Minangkabau, букв. буйвол-победитель; orang minang, orang padang), австронезийский народ в Индонезии, осн. население пров. Зап. Суматра. Живут также в др. провинциях о. Суматра и в пров. Зап. Ява. Численность 5,5 млн. чел., из них 3,7 млн. чел. в Зап. Суматре (2000, перепись). Ок. 0,5 млн. чел. живут также в Зап. Малайзии (штат Негери-Сембилан). Язык минангкабау малайской группы малайско-яванских языков, близок к малайскому яз.; диалекты агам, танах-датар, негери-сембилан и др. Письменность на основе араб. и лат. (с кон. 19 в.) графики. Язык преподаётся в начальной школе, на нём выходят пресса и радиопрограммы. Распространены также индонезийский и малайзийский языки. Мусульмане-сунниты.
Этнич. территория М. на Падангском нагорье (Адам-Минангкабау; дарэ – «суша», в отличие от рантоу – «расселение», зоны позднейшего расселения М. на побережье Зап. Суматры и низменностях Вост. Суматры) сформировалась в 1-м тыс. С 12–13 вв. испытывали влияние со стороны индуизиров. малайских государств Вост. Суматры, правители которых в 14 в. создали кн-во Минангкабау, контролировавшее местную торговлю золотом с центром в г. Пагаруюнг. В 16 в. оно распалось на княжества Раджа Алам, Раджа Адат и Раджа Ибадат (Царства Трёх Тронов). Захват побережья Зап. Суматры султанатом Аче (сер. 16 в.) ослабил Минангкабау и привёл к эмиграции М.; крупнейшая их колония – в Негери-Сембилане – возникла в 17 в. В 17 в. обращены в ислам. Контакты с европейцами (франц. мореплаватель Ж. Пармантье) с 1529. В сер. 17 в. побережье Зап. Суматры захватили голландцы, сдерживавшие ачехскую экспансию в обмен на монополию в торговле золотом, в 1780-х гг. – англичане. Противоречия между мусульм. фундаменталистами (падри) и сторонниками традиц. материнского права (адат) вылились в 1803 в вооруж. конфликт, в который в 1821 вмешались голландцы (см. Падри война), завоевавшие княжество в сер. 19 в. М. приняли активное участие в индонез. нац.-освободит. движении. В 1958 участвовали в сепаратистском восстании на Суматре.
Осн. традиц. занятие – пашенное земледелие на заливных полях со спец. севооборотом, в гористой местности – ручное подсечно-огневое (сначала высеваются рис, просо, кукуруза, тыквы, через год-два – сахарный тростник, табак, перец, гевея, кофе, кокосовая и масличная пальмы и др.); выращивают кофе на продажу (с 18 в.), разводят буйволов, крупный рогатый скот и коз на мясо; держат собак, бойцовых петухов, перепелов, декоративных фазанов. На побережье и во внутр. водоёмах (включая заливные поля) занимаются рыболовством. Развито судостроение. Сохраняются резьба по дереву, кости, рогу, ювелирное дело, золототкачество (сонгкет). Распространена мелкая торговля, особенно у молодёжи, которая по обычному праву должна покидать родные места на неск. лет для знакомства с миром (мерантоу). М. отличаются высоким уровнем образования, представлены в высших политич., экономич. и культурных кругах Индонезии.
Осн. форма родств. организации – матрилинидж (паруи), включающий пять поколений, который владеет землёй и делится на подлиниджи (джурэй и самандэй). Паруи объединяются в матрилинейные подроды (кампуэнг, паюнг) и роды (суку), которые образуют фратрии (суку) Кото, Пилианг, Боди и Каньяго, группирующиеся в две половины (ларех) – Кото-Пилианг и Боди-Чаниаго, возводящие себя к мифич. предводителям. Во главе родств. объединений стоят старшие мужчины (мамак – «брат матери»). Община (нагари) состоит из нескольких неродств. паруи, делится на две половины, подразделяющиеся на территориальные сегменты (джоронг); мамак паруи первопоселенцев становится старостой (пангхулу). Брак до появления детей дислокальный, затем матрилокальный. Семья расширенная, каждая замужняя женщина занимает в доме отд. пристройку. Предпочтителен матрилатеральный кросскузенный брак, практикуется сорорат (при запрете левирата), допускается полигиния. Система терминов родства генерац. типа с элементами бифуркативного типа (наличие терминов для брата матери и детей сестры). Сиблинги обозначаются одним термином. Мальчики с 7 лет живут и обучаются при общинном религ. центре (сурау). Сохраняются следы сословно-рангового деления на аристократию (уранг патуи), рядовых общинников (уранг банья) и потомков рабов (буда). Материнская родовая организация, вступающая в противоречие с исламским правом и совр. нормами, принятыми в Индонезии, трансформируется в патрилинейную и малосемейную.
Поселение насчитывает 1–3 тыс. жит., разбросанное: каждый паруи образует квартал из нескольких больших домов (румах гаданг) и амбаров для риса; в поселении имеются общинный дом (балей), мечеть, религ. и гос. школы. Традиц. большой дом (румах гаданг) свайный каркасно-столбовой с седлообразной крышей (крытой волокнами сахарной пальмы и опирающейся на внутр. продольные ряды столбов) и высоким коньком в виде рогов буйвола (гонджонг), часто с верандой перед фасадом; богато украшен растит. резным раскрашенным орнаментом, инкрустациями. С увеличением числа самандэй к дому пристраивают с боков дополнит. помещения под отд. крышей. Мужчины носят штаны, поверх них саронг, куртку (обычно синего цвета), через плечо перекидывают шарф, на голове повязывают в виде шапочки платок; женщины – саронг или каин, синюю распашную кофту, шаль (саленданг), в которой могут носить детей. Осн. пища – рис с овощными, рыбными и мясными приправами. Одно из гл. блюд – мясо, тушенное в кокосовом молоке со специями (ренданг). Едят створоженное буйволиное молоко с солью.
Фольклор включает этногенетич. мифы (тамбо) о прибытии предков М. на кораблях и поселении их на вершине горы Марапи, выступающей из океана; речитативные сказания, декламации (пидато адат), нар. театр Рандай, танцы (со свечами, колокольчиками, зонтом). Муз. инструменты – бамбуковая флейта салуанг, гонг талемпонг и др. Популярны боевые искусства (силат), петушиные, перепелиные, сверчковые бои, азартные игры. Много курят и жуют бетель. В каждой нагари имеются колдуны и знахари (дукун).