НА́СИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́СИ (самоназвания – наси, нахи, нажу, нажи; в кит. ср.-век. летописях известны также под названиями моша, мосо, мэйсе, масе), тибето-бирм. народ на юго-западе Китая. Численность 309 тыс. чел. (2000, перепись), из них 95,5% в пров. Юньнань. Живут по р. Цзиньшацзян (Янцзы), в осн. на северо-западе пров. Юньнань (гл. обр. Юйлун-Насиский и Нинлан-Ийский автономные уезды в окр. Лицзян и Дечен-Тибетский автономный окр.), а также на юге пров. Сычуань (гор. окр. Паньчжихуа и Ляншань-Ийский автономный окр.). Язык наси составляет особую подгруппу лоло-бирманских языков. Имели собств. иероглифич. письменность дунба (томба), а также фонетич. письменность гэба, на которых записаны религиозные и фольклорные тексты. В 1957 разработана письменность на основе лат. графики. Свыше половины Н. говорят также по-китайски, на тибет. яз. и на яз. бай. В осн. приверженцы традиц. религии (дунба), распространены даосизм и тибет. буддизм, есть последователи христианства (католики и протестанты).
Предки Н. – древние цян, мигрировавшие во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. из верховьев Хуанхэ на юг. Первые упоминания в кит. источниках о Н. в районе Яньюаня восходят к 3 в. н. э. В дальнейшем Н. продвинулись далее на юго-запад. Группы Н. входили в состав Наньчжао и Тибет. гос-ва. При династии Юань создан окр. Лицзян под упр. насийского клана Му, за которым утвердился статус местных правителей (тусы). С эпохи Мин распространяется тибет. буддизм. В культурном центре Н. – г. Лицзян и его окрестностях сохранились постройки эпохи Мин, в т. ч. дворцы и храмы с росписями.
Традиц. культура типична для народов горных областей Вост. Азии. Осн. занятие – земледелие (гречиха, ежовник, репа, ячмень; ныне преобладают заливной рис, кукуруза, картофель, хлопчатник, сахарный тростник). Разводят птицу, свиней, овец, лошадей, яков. Собирают и выращивают лекарственные и ароматич. травы, с которыми также готовят местные блюда (напр., утка с кордицепсом). Развито кустарное произ-во медной и керамич. посуды. Мужская одежда в осн. китайского типа. Женская одежда в районе Лицзяна – штаны, правозапашная куртка с накладными плечами, широкий белый пояс, вышитые туфли; в Нинлан-Ийском автономном у. – длинная юбка в складку с короткой кофтой. Надевали войлочную или кожаную накидку с 7 вышитыми или пришитыми кругами, символизирующими светила. Замужние женщины укладывали волосы пучком и повязывали платком, незамужние – носили головную повязку или чёрную шапочку с уложенной на затылке косой. Были распространены большие серебряные серьги, серебряные и нефритовые браслеты. Традиц. пища – пампушки из кукурузной или ячменной муки, рисовая или пшеничная лапша с говядиной, свинина, чаще в виде солонины; пьют чай с маслом; мясо собак табуировано.
В основе социальной организации – патрилиниджи (цоо), управлявшиеся старейшинами (цоозо – «мужи кости»); ныне их вытеснили выборные вожди общин (амжанг). Родство по отцу (око – «кость») дополняется связями по матери и по свойству (ноко – «плоть»); отношения по «кости» и «плоти» отражены в архитектуре жилища, центр. балка которого символизирует матрилинейные связи между патрилиниджами. Брак вирилокальный, кросскузенный, чаще всего с дочерью сестры отца. При значит. добрачной свободе полов преобладал брак по сговору, практиковались помолвки в раннем возрасте, умыкание, двойное самоубийство влюблённых, которые не могли создать семью (в их поминовение шаман исполнял особый гимн), местами – фратриальная полиандрия, сороральная полигиния и усыновление внебрачных детей сестёр, что отражает влияние тибетцев и близких к Н. мосо. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу; однополые сиблинги родителей подразделяются на старших и младших. Термины родства делятся на референтивные и вокативные. Первая часть имени сына повторяет вторую часть имени отца. До нач. 20 в. сохранялось долговое рабство.
Традиционно кремировали умерших; с покойным сжигали или закапывали в могильной насыпи корзины с личными вещами и зерном. Во время обряда надевания первой юбки у девочек готовили особое угощение для собаки. На Новый год приносили в жертву владыке очага курицу и тушёную свиную голову, в 1-й пол. 1-го месяца устраивали общинное жертвоприношение Небу (Муан бпо), которое воплощал патрилинидж – податель жён; варили пиво, из жертвенных свиней готовили колбасы, суп с требухой. 25-го числа 6-го лунного месяца проводили Праздник факелов, с помощью которых, по легенде, удалось обмануть злое божество Цзылао Апу, собиравшееся сжечь весь мир.
Устное творчество. Муз. культура сохраняет элементы кит. музыки эпох Тан (в ладовой организации), Сун и Юань в сочетании с местными и тибет. влияниями. Муз. инструменты преим. китайские, 4-струнная лютня с длинной шейкой (сугуду, или хобо, хобусы – от тюрк. кобуз, кобыз), вероятно, тибет. происхождения; используют также бамбуковый и дерев. варган, звучание которого может имитировать речь. Оркестровая музыка высокой традиции байша сиюэ восходит к придворной музыке эпохи Юань (по преданию, хан Хубилай подарил правителю Н. Майляну часть своего придворного оркестра). В эпохи Мин и Цин Н. адаптировали древнюю даосскую муз. традицию китайцев, соединив с элементами буддийской и местной нар. музыки. Эта высокая муз. традиция получила назв. «дунцзин» (по наименованию даосских объединений, восходящему к назв. «Дадун Сяньцзин» – «Канон великих отшельников»); возрождается с 1980-х гг. Сюитные композиции дунцзин (гетерофонные, в простом 2-дольном метре) исполняются ансамблем из 10 мужчин (обычно это пожилые уважаемые люди) или оркестром из 64 чел. (в составе – дерев. идиофон муюй, лютни пипа, сугуду саньсянь, цитры цинь и чжэн, духовой язычковый сона, смычковый эрху, барабаны, тарелки). Используется кит. нотация гунче. В буддийских храмах звучит музыка тибет. традиции. Обряды дунба сопровождаются танцевальными театрализов. представлениями. В танцах встречаются сложные ритмы (напр., 7-дольные).