НАНЬЧЖА́О
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАНЬЧЖА́О (кит. – Южное царство; чжао – правитель, вождь, племя), Мэншэчжао (Царство Мэншэ), государство на юго-западе Китая в 649–902.
Осн. этнич. элементом Н. являлись проживавшие на этой территории с начала н. э. 6 ди-цянских племён (юэсичжао, ланцюнчжао, тэнданьчжао, шилинчжао, мэнсичжао и мэншэчжао), которых китайцы собирательно называли «умань» (букв. – чёрные варвары; вероятно, транскрипция их самоназвания кит. знаками) или «лючжао» (шесть чжао). По языку эти племена принадлежали к тибето-бирм. группе сино-тибетских языков. Мэншэчжао, располагавшееся южнее остальных племён, носило также назв. «наньчжао», перешедшее затем на всю группу. В 649 вождь мэншэчжао Синуло (649–674; родовая фамилия Мэн) основал гос-во Дамэн (ныне территория Вэйшаньского йи и хуэйского автономного у. пров. Юньнань, КНР) и установил отношения с кит. династией Тан. В 653 он отправил в Китай своего сына Лошэна (ум. ок. 713), что было воспринято танским двором как признание Н. своей вассальной зависимости и послужило причиной передачи Синуло инвеституры на управление его собств. территорией. Четвёртый правитель Н. – Пилогэ (728–748) постепенно объединил «шесть чжао», после чего новое гос. образование получило назв. Н. и вскоре превратилось в региональную державу. Пилогэ нанёс поражение Тибету и отторг от него ряд районов. Завоевания новых земель продолжил сын Пилогэ – Гэлофэн (748–779); при нём Н. охватывало всю территорию совр. кит. пров. Юньнань, юг пров. Сычуань и запад пров. Гуйчжоу. Гэлофэн открыл страну для кит. влияния (использовались кит. яз. и письменность, адм. система, приёмы и техника земледелия; дети аристократии часто направлялись на учёбу в Китай), однако в союзе с Тибетом неоднократно вёл войны против Китая, а в политич. и воен. отношении оказывал влияние даже на страны п-ова Индокитай.
На начальном этапе существования Н. существенную роль в его экономич. жизни играло рабовладение. По мере расширения контактов с Китаем в Н. начали формироваться феод. отношения, довольно высокого уровня (особенно в центр. районах страны, вокруг столицы) достигли с. х-во и ремесло. Из Китая в Н. проникли буддизм, ставший господствующей религией, и даосизм.
В кон. 9 в. из-за внутр. распрей контакты Н. с Китаем прекратились, в 10 в. власть в стране перешла к роду Дуань, переименовавшему Н. в Дали. В 1254 Дали было уничтожено монголами.