Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАНЬЧЖА́О

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 22-23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Кучера

НАНЬЧЖА́О (кит. – Юж­ное цар­ст­во; чжао – пра­ви­тель, вождь, пле­мя), Мэн­шэч­жао (Цар­ст­во Мэн­шэ), го­су­дар­ст­во на юго-за­па­де Ки­тая в 649–902.

Осн. эт­нич. эле­мен­том Н. яв­ля­лись про­жи­вав­шие на этой тер­ри­то­рии с на­ча­ла н. э. 6 ди-цян­ских пле­мён (юэсич­жао, лан­цюн­чжао, тэн­дань­чжао, ши­лин­чжао, мэн­сич­жао и мэн­шэч­жао), ко­то­рых ки­тай­цы со­би­ра­тель­но на­зы­ва­ли «умань» (букв. – чёр­ные вар­ва­ры; ве­ро­ят­но, транс­крип­ция их са­мо­на­зва­ния кит. зна­ка­ми) или «люч­жао» (шесть чжао). По язы­ку эти пле­ме­на при­над­ле­жа­ли к ти­бе­то-бирм. груп­пе си­но-ти­бет­ских язы­ков. Мэн­шэч­жао, рас­по­ла­гав­шее­ся юж­нее ос­таль­ных пле­мён, но­си­ло так­же назв. «нань­чжао», пе­ре­шед­шее за­тем на всю груп­пу. В 649 вождь мэн­шэч­жао Си­ну­ло (649–674; ро­до­вая фа­ми­лия Мэн) ос­но­вал гос-во Да­мэн (ны­не тер­ри­то­рия Вэй­шань­ско­го йи и ху­эй­ско­го ав­то­ном­но­го у. пров. Юнь­нань, КНР) и ус­та­но­вил от­но­ше­ния с кит. ди­на­сти­ей Тан. В 653 он от­пра­вил в Ки­тай сво­его сы­на Ло­шэ­на (ум. ок. 713), что бы­ло вос­при­ня­то тан­ским дво­ром как при­зна­ние Н. сво­ей вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти и по­слу­жи­ло при­чи­ной пе­ре­да­чи Си­ну­ло ин­ве­сти­ту­ры на управ­ле­ние его собств. тер­ри­то­ри­ей. Чет­вёр­тый пра­ви­тель Н. – Пи­ло­гэ (728–748) по­сте­пен­но объ­е­ди­нил «шесть чжао», по­сле че­го но­вое гос. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло назв. Н. и вско­ре пре­вра­ти­лось в ре­гио­наль­ную дер­жа­ву. Пи­ло­гэ на­нёс по­ра­же­ние Ти­бе­ту и от­торг от не­го ряд рай­онов. За­вое­ва­ния но­вых зе­мель про­дол­жил сын Пи­ло­гэ – Гэ­ло­фэн (748–779); при нём Н. ох­ва­ты­ва­ло всю тер­ри­то­рию совр. кит. пров. Юнь­нань, юг пров. Сы­чу­ань и за­пад пров. Гуй­чжоу. Гэ­ло­фэн от­крыл стра­ну для кит. влия­ния (ис­поль­зо­ва­лись кит. яз. и пись­мен­ность, адм. сис­те­ма, приё­мы и тех­ни­ка зем­ле­де­лия; де­ти ари­сто­кра­тии час­то на­прав­ля­лись на учё­бу в Ки­тай), од­на­ко в сою­зе с Ти­бе­том не­од­но­крат­но вёл вой­ны про­тив Ки­тая, а в по­ли­тич. и во­ен. от­но­ше­нии ока­зы­вал влия­ние да­же на стра­ны п-ова Ин­до­ки­тай.

На на­чаль­ном эта­пе су­ще­ст­во­ва­ния Н. су­ще­ст­вен­ную роль в его эко­но­мич. жиз­ни иг­ра­ло ра­бо­вла­де­ние. По ме­ре рас­ши­ре­ния кон­так­тов с Ки­та­ем в Н. на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся феод. от­но­ше­ния, до­воль­но вы­со­ко­го уров­ня (осо­бен­но в центр. рай­онах стра­ны, во­круг сто­ли­цы) до­стиг­ли с. х-во и ре­мес­ло. Из Ки­тая в Н. про­ник­ли буд­дизм, став­ший гос­под­ствую­щей ре­ли­ги­ей, и дао­сизм.

В кон. 9 в. из-за внутр. рас­прей кон­так­ты Н. с Ки­та­ем пре­кра­ти­лись, в 10 в. власть в стра­не пе­ре­шла к ро­ду Ду­ань, пе­ре­име­но­вав­ше­му Н. в Да­ли. В 1254 Да­ли бы­ло унич­то­же­но мон­го­ла­ми.

Лит.: Очер­ки ис­то­рии Ки­тая. С древ­но­сти до «опи­ум­ных» войн / Ред. Шан Юэ. М., 1959; На­ро­ды Вос­точ­ной Азии / Под ред. Н. Н. Че­бок­са­ро­ва и др. М.; Л., 1965; Оу­ян Сю, Сун Ци. Синь Тан шу. Пе­кин; Шан­хай, 1975. Т. 20. Цз. 222а–222б; Цзю Тан шу. Пе­кин, 1986. Т. 16. Цз. 197.

Вернуться к началу