ПЕРГА́М
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРГА́М (греч. Πέργαμον или Πέργαμος, букв. – цитадель, крепость), древний город, один из крупнейших торговых и культурных центров греко-рим. мира. Расположен на сев. берегу р. Каик (ныне Бакыр), в 110 км к северу от совр. г. Измир, в 26 км к востоку от совр. побережья Эгейского моря. У подножия акрополя П. ныне находится г. Бергама (районный центр в иле Измир, Турция). Начало археологич. исследованию П. положила случайная находка в 1871 части рельефов Алтаря Зевса нем. дорожным инж. К. Хуманом. В 1878–86 раскопки велись Музеями Берлина государственными под рук. Хумана, А. Конце, Р. Бона. В нач. 20 в. раскопки продолжились под рук. В. Дёрпфельда, затем их вёл Герм. археологич. ин-т (продолжаются и ныне). С 2006 совм. с Музеем г. Бергама изучается некрополь, расположенный к юго-востоку от города. Исследования в окрестностях П. сосредоточены на Элее, гл. гавани П., и на сельских поселениях эллинистич. времени в долине р. Каик.
П. основан переселенцами из Греции в 12 в. до н. э. В 283–133 до н. э. столица Пергамского царства. В 133 до н. э. П. передан Атталом III Риму и вскоре стал столицей пров. Азия, оставаясь крупным экономич. и культурным центром. Во 2 в. н. э. пережил ещё один период расцвета: ряд важных эллинистич. зданий и храмов перестраивался в соответствии с рим. вкусами; возведено неск. новых храмов, в т. ч. большое (ок. 300×100 м) святилище егип. богов, а также гимнасий, расположенный на 3 смежных террасах; гор. застройка выходит за пределы оборонит. стен и занимает весь зап. склон холма, на вершине которого находится акрополь; в Нижнем городе был построен театр. К кон. 2 в. П. становится важным христианским центром; храм Сераписа в святилище егип. богов преобразован в церковь. В ранневизантийский период П. приходит в упадок. В 716 разрушен арабами, позднее восстановлен византийцами, в 1330 захвачен турками.
Окружённый стеной акрополь П. (Верхний город; изучен благодаря раскопкам почти полностью) располагается на террасах горы (270 м над уровнем моря). Построен по образцу афинского Акрополя; включал: царские дворцы; арсенал и казармы; многочисл. стои; храмы Афины (3 в. до н. э.; с колоннадой из 190 дорических колонн), Диониса (2 в. до н. э.), Траяна (118 н. э.; построен на искусств. террасе, поддерживаемой гигантской стеной; сеть сводчатых переходов под храмом уменьшала силу землетрясений), Алтарь Зевса; б-ку; агору; театр на 10 тыс. зрителей и т. д. П. снабжали водой ок. 40 акведуков; рим. инженеры создали систему, благодаря которой вода поступала в цистерну, расположенную в самой высокой точке акрополя и оттуда распределялась по городу.
Особенно знаменит Алтарь Зевса (т. н. Пергамский алтарь). Он создан ок. 181–159 до н. э. (есть др. версии датировок) арх. Менекратом из Сикиона в ознаменование победы (в определении, какой именно, исследователи расходятся) над галатами (см. в ст. Кельты). Состоял из 5-ступенчатого цоколя (36,4×34,2 м) с лестницей шириной 20 м с зап. стороны и верхней площадки, окружённой колоннадой, со статуями на крыше. По периметру цоколя (120 м) тянулся фриз выс. 2,3 м, горельефы которого признаны шедевром эллинистич. иск-ва и представляют собой самую большую скульптурную композицию после Парфенона. Согласно источникам, в работе принимали участие до 40 скульпторов (найдено 15 подписей), одним из ведущих среди них считается Пиромах (Фиромах) из Афин. Рельефы изображают гигантомахию – борьбу богов против гигантов (34 богини, 20 богов, 59 гигантов и 28 животных – змей, собак, лошадей, «летящих» коней Зевса, мулов, львов). На стенах алтарного дворика – малый фриз (выс. 1 м), посвящённый Телефу, сыну Геракла и мифич. основателю П. В 8 в. алтарь был разобран, а мрамор использован в ходе строительства визант. оборонит. стены. Фрагменты алтаря, найденные в 1878–86 К. Хуманом, вывезены в Германию с разрешения тур. султана Абдул-Хамида II. Для экспонирования алтаря в Берлине был специально создан Пергамский музей. Фриз отреставрирован под рук. С. Бертолин.
В древности особую известность имели Пергамская библиотека в акрополе П. и Асклепион (святилище Асклепия). Первый храм Асклепия, согласно Павсанию, появился в 1-й пол. 4 в. до н. э., однако расцвета святилище достигло во 2 в. н. э. (особенно при имп. Адриане), когда оно стало одним из крупнейших мед. и терапевтич. центров Древнего мира. Асклепион включал пропилеи, круглый храм Асклепия, храм Телесфора с ведущим к нему подземным тоннелем (длина 80 м), б-ку, театр на 3,5 тыс. чел. С П. связано усовершенствование пергамена. В Апокалипсисе П. упоминается в связи с одной из семи церквей, где расположен «престол сатаны». Б. ч. находок из П. – в Археологич. музее в г. Бергама. Ежегодные отчёты о раскопках публикуются в «Archäologischer Anzeiger»; систематич. публикации выходят в сериях «Altertümer von Pergamon» и «Pergamenische Forschungen».