Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЭ́ЛЬСЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 165

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УЭ́ЛЬСЦЫ, вал­лий­цы, ким­ры (са­мо­на­зва­ния – Welsh, Cymry), кельт. на­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, осн. на­се­ле­ние Уэль­са. Чис­лен­ность 2 млн. чел. (63,7%; в осн. на юге: в ок­ру­ге Рон­та, Ки­нон, Таф – 82,7%, в окр. Нит-Порт-Тол­бот – 80,5% и др.) – дан­ные Служ­бы нац. ста­ти­стики (2015). Жи­вут так­же в Англии (410 тыс. чел. – 2011, пе­репись), США (2 млн. чел. – 2008, пе­ре­пись), Ка­на­де (458,7 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Ав­ст­ра­лии (113,2 тыс. чел. – 2006, пе­ре­пись), Ар­ген­ти­не (св. 70 тыс. чел.) и др. Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, 562 тыс. чел. так­же на вал­лий­ском язы­ке – офиц. язы­ке Уэль­са (го­во­ря­щие со­став­ля­ют 65,4% в граф­ст­ве Гуи­нет). Ве­рую­щие в осн. анг­ли­ка­не (Цер­ковь Уэль­са) и пре­сви­те­риа­не (Пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь Уэль­са).

Уэльсские «ложки влюблённых».

Юж. У. за­ня­ты в осн. в уголь­ной пром-сти, се­вер­ные – в жи­вот­но­вод­ст­ве. Тра­диц. жи­ли­ще на се­ве­ре ка­мен­ное, на юге кар­кас­ное. На се­ве­ре со­хра­ня­ет­ся «длин­ный дом», объ­еди­няю­щий жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния. Осн. жи­лая ком­на­та раз­де­ля­лась на кух­ню и спаль­ню; на чер­да­ке (лоф­ти) спа­ли млад­шие чле­ны се­мьи. Жен­ский тра­диц. ко­стюм – коф­та с длин­ны­ми ру­ка­ва­ми и бас­кой, две шер­стя­ные юб­ки (ве­рх­няя под­ка­лы­ва­ет­ся у поя­са, от­кры­вая ниж­нюю из по­ло­са­той фла­не­ли), на го­ло­ве – че­пец. Гл. празд­ни­ки – Ро­ж­де­ст­во и Но­вый год. Ха­рак­те­рен обы­чай сре­ди влюб­лён­ных да­рить друг дру­гу вы­ре­зан­ные из де­ре­ва лож­ки с ажур­ным ор­на­мен­том на ру­ко­ят­ке (lovespoon).

Уст­ное твор­че­ст­во. Тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­ты ср.-век. вал­лий­ских бар­дов – ар­фа, ли­ра (щип­ко­вая, за­тем смыч­ко­вая) и во­лын­ка (пиб­корн; с оди­нар­ной или пар­ной иг­ро­вой труб­кой). См. так­же Кельт­ская ар­фа, Кро­та. В кон. 16 в. ста­рин­ная вал­лий­ская му­зы­ка ут­ра­ти­ла по­пу­ляр­ность в при­двор­ной сре­де Уэль­са, мн. му­зы­кан­ты ста­ли ис­поль­зо­вать ев­роп. ин­ст­ру­мен­ты и ис­пол­нять но­вую му­зы­ку – жи­ги и др. тан­цы, ак­ком­па­ни­ро­вать бал­ла­дам, кэ­рол и др. пес­ням. С кон. 18 в. ста­рин­ные тра­ди­ции воз­ро­ж­да­ют­ся, в т. ч. в ви­де лит.-муз. фес­ти­ва­ля Эй­стет­вод (Eistedd­fod), ис­то­рия ко­то­ро­го вос­хо­дит к 12 в.; еже­год­ный все­об­щий фес­ти­валь с 1860 про­во­дит­ся по­оче­рёд­но в Юж. и Сев. Уэль­се, на нём вос­про­из­во­дят­ся ри­туа­лы друи­дов, по­бе­ди­те­лю сре­ди по­этов при­сваи­ва­ет­ся зва­ние бар­да. Из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся вал­лий­ские муж­ские хо­ры.

В кон. 17 в. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция У. (гл. обр. ква­ке­ров) в Пен­силь­ва­нию, где в 1684 ос­но­ва­но т. н. Уэльс­ское ба­рон­ст­во («Уэльс­ский тракт»). Впо­след­ст­вии бы­ла зна­чит. эко­но­мич. эмиг­ра­ция из Уэль­са в Ка­на­ду, Ав­ст­ра­лию, Ар­ген­ти­ну (с 1865 ко­ло­ния Улад­ва и др.) и др.; им­ми­гран­ты бы­ли за­ня­ты в осн. в до­бы­ваю­щей от­рас­ли.

Вернуться к началу