Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛЫ́НКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Волынщик из Моравии.

ВОЛЫ́НКА, ду­хо­вой языч­ко­вый муз. ин­ст­ру­мент. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ные на­зва­ния В. у слав. и др. на­ро­дов Ев­ро­пы – «ду­да», «ко­за», «гай­да». Наи­бо­лее ха­рак­тер­ная де­таль кон­ст­рук­ции – воз­душ­ный ре­зер­ву­ар, че­рез ко­то­рый воз­дух по­да­ёт­ся к зву­ча­щей труб­ке (от­сю­да нем. назв. В. «ду­дель­зак», Dudel­sack, букв. – гу­дя­щий ме­шок; англ. «бэг­пайп», bagpipe – ме­шок с труб­кой, и др.). Ре­зер­ву­ар тра­ди­ци­он­но из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ко­жи коз­лён­ка, яг­нён­ка или к.-л. др. жи­вот­но­го (ино­гда сня­той це­ли­ком), в шей­ное от­вер­стие обыч­но встав­ля­ет­ся де­рев. труб­ка с за­пи­раю­щим кла­па­ном, че­рез ко­то­рую во­лын­щик на­пол­ня­ет воз­ду­хом ре­зер­ву­ар. В. ар­ха­ич. ви­да из­го­тав­ли­ва­лись из пу­зы­ря жи­вот­но­го, труб­ки – из тро­ст­ни­ка. Совр. В. де­ла­ют из син­те­тич. ма­те­риа­лов. Су­ще­ст­ву­ет раз­но­вид­ность В. без вдув­ной труб­ки: во­лын­щик на­ка­чи­ва­ет воз­дух с по­мо­щью ко­жа­ных ме­хов, ко­то­рые при­жи­ма­ет лок­тем. Зву­ча­щих тру­бок у В. мо­жет быть нес­коль­ко: по­ми­мо обя­за­тель­ной ме­ло­ди­че­ской (с паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми) обыч­ны 1–3 бур­дон­ные (см. в ст. Бур­дон). Ме­ло­ди­че­ская труб­ка мо­жет быть двой­ной. Звук В. силь­ный, на­пря­жён­ный, жуж­жа­щий, нес­коль­ко гну­са­вый, без фи­ли­ров­ки. Для во­лы­ноч­ных ме­ло­дий ти­пич­на ор­на­мен­ти­ка. В. ис­поль­зу­ет­ся как соль­ный и ан­самб­ле­вый ин­ст­ру­мент.

Пер­вые письм. све­де­ния о В. со­дер­жат­ся в др.-греч. (с 4 в. до н. э.) и рим­ских (1–2 вв.) па­мят­ни­ках. Её аре­ал ох­ва­ты­ва­ет Бри­тан­ские о-ва, Скан­ди­навию, При­бал­ти­ку, ряд стран Зап. и Вост. Ев­ро­пы, Бал­ка­ны, По­вол­жье, Кав­каз, ряд стран Сев. Аф­ри­ки и Зап. Азии. Тра­ди­ци­он­но – ин­ст­ру­мент про­сто­на­родья, до сер. 19 – нач. 20 вв. был широ­ко рас­про­стра­нён у мн. на­ро­дов в пас­ту­ше­ском и кре­сть­ян­ском бы­ту, свя­зан со сва­деб­ной об­ряд­но­стью, со­про­во­ж­дал тан­цы и разл. празд­ни­ки. Во Фран­ции кон. 17 – нач. 18 вв. В. бы­ла в мо­де сре­ди ари­сто­кра­тов (см. в ст. Мю­зет). Со 2-й пол. 20 в. куль­ти­ви­ру­ет­ся в рам­ках воз­ро­ж­де­ния ста­рин­ной нац. му­зы­ки. В Шот­лан­дии В. име­ет зна­че­ние нац. сим­во­ла.

Вернуться к началу