Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖИ́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 64-65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЖИ́ГА, джи­га, жиг (франц. gigue, англ. jig), 1) бы­ст­рый та­нец кельт. про­ис­хо­ж­де­ния. Из­ве­стен с 15 в. В 17 в. стал по­пу­ляр­ным в стра­нах Зап. Ев­ро­пы. Со­хра­нил­ся в Ир­лан­дии. Во франц. лют­не­вой му­зы­ке 17 в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние Ж. – тан­це­валь­ная пье­са в 4-доль­ном раз­ме­ре с од­но­го­лос­ным на­ча­лом и го­мо­фон­ным или ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ским про­дол­же­ни­ем. Во франц. кла­вир­ной сюи­те Ж. – за­клю­чит. часть в разме­рах $^3_4,\; ^6_4,\; ^6_8,\; ^3_8$. Для итал. скри­пич­ной сюи­ты сер. 17 в. ха­рак­тер­на Ж. в раз­мерах $ ^6_9,\; ^9_8, \;^{12}_8$ со сгла­жен­ным, три­оль­ным рит­мом, оби­ли­ем фи­гу­ра­ций. В сюи­тах И. Фро­бер­ге­ра сфор­ми­ро­ва­лась осн. раз­но­вид­ность нем. Ж. (Gigue) – фу­ги­ро­ван­ная (со слож­ной по­ли­фо­ни­че­ской раз­ра­бот­кой те­мы; ха­рак­тер­на 2-ча­ст­ная струк­ту­ра с об­ра­ще­ни­ем те­мы во 2-й час­ти, раз­ме­ры 2-, 3-, 4-доль­ные). Раз­ные ти­пы Ж. мог­ли со­су­ще­ст­во­вать в твор­че­ст­ве од­но­го ком­по­зи­то­ра, напр. И. С. Ба­ха. 2) Об­щее на­зва­ние струн­ных смыч­ко­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов разл. кон­ст­рук­ций, рас­про­стра­нён­ных в Зап. Ев­ро­пе в 13–14 вв. в сре­де ме­не­ст­ре­лей (жонг­лё­ров).

Лит.: Danckert W. Geschichte der Gigue. Lpz., 1924; Little M., Jenne N. Dance and the mu­sic of J. S. Bach. 2nd ed. Bloomington, 2001.

Вернуться к началу