ИБЕ́РЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБЕ́РЫ (греч. Ἴβηρες, лат. Hiberi), древнее население Юж. и Вост. Испании, говорившее на неиндоевропейских языках, в отличие от их соседей – кельтов и кельтиберов. Иногда под И. понимали всё население Древней Испании. Проблема происхождения и языка И. дискуссионна, и ныне некоторые учёные полагают, что И. прибыли из Сев. Африки, а их язык близок к берберским (см. Берберо-ливийские языки). Некоторое время И. заселяли и часть Галлии, но были оттуда вытеснены. В нач. 1-го тыс. до н. э. на юге Испании образовалось гос-во Тартесс, погибшее, вероятно, в 6 в. до н. э. Тартессии были родственны И., но были ли они частью иберского этноса, спорно. Однако их потомки – турдетаны рассматриваются как часть И. На территории расселения И. появились финикийские, а затем и греч. колонии. И те и другие оказали большое влияние на культуру И. Важнейшие иберские племена (кроме турдетанов) – турдулы, мастиены, оретаны, эдетаны, илергеты, лацетаны и др. развивались неравномерно. В юго-зап. части иберского мира долгое время существовали остатки Тартессийской державы. В др. местах в 4–3 вв. до н. э. образовывались города-государства – Астапа на юге, Сагунт на востоке и др. До рим. завоевания для большинства И. был характерен племенной строй, хотя у некоторых племён уже сформировались раннегосударственные образования. Социальное расслоение у И. зашло далеко. Хорошо выделяются аристократия, средние слои, зависимое население, хотя степень этой зависимости пока определить невозможно. Во главе племени стоял монарх, которого рим. и греч. авторы называют царём. Его власть была довольно значительна, хотя явно и ограничена аристократич. советом. У племён сев. части иберского мира социальное развитие шло медленнее, дифференциация населения у них выражена слабее.
И. оказали упорное сопротивление карфагенянам, а затем римлянам. Территория собственно И. была подчинена римлянам только после 40 лет войн. После этого она стала базой дальнейших завоеваний в Испании, которые были завершены только в 19 до н. э. (через 200 лет после начала завоевания). После рим. завоевания в Испанию стали прибывать колонисты из Италии. Особенно много их было на плодородном юге, где природные условия похожи на италийские. На территории И. появились рим. города, ставшие очагами романизации. Быстрее других романизовались турдетаны. Постепенно романизация распространилась и среди др. иберских народов. Под рим. влиянием изменяются местные общинные порядки, и социальный строй И. всё более приближается к римскому. Продукты местного с. х-ва (особенно оливковое масло юга) и рудников играют большую роль в экономике Рима. В 1 в. н. э. И. как этнос практически исчезли, превратившись в местный вариант рим. провинциального населения.
Своеобразная культура И. не похожа на культуру граничивших с ними племён. Письменность И. (не полностью расшифрована) имела неск. вариантов. На формы знаков оказало влияние финикийское письмо. Иберская религия подверглась значит. воздействию греч. и финикийских культов. Юж. И. почитали мн. финикийских богов, в т. ч. Мелькарта. Из местных богов известен Нетон, который был богом или солнца, или войны. Существовали божества, связанные с луной. Широко распространён культ богини-матери, а также подземных божеств. Во многих местах было распространено почитание животных, особенно быка. Появились и относительно примитивные святилища со жрецами, чаще со жрицами; они (или, как полагают некоторые учёные, богини) представлены в скульптуре, изображавшей сидящих на троне или стоящих нарядных женщин. Некоторые статуи («дама из Эльче», известняк со следами раскраски, 2-я пол. 5 в. до н. э., Прадо, Мадрид; женская статуя из Серро-де-лос-Сантос, известняк, 2 в. до н. э., Археологич. музей, Мадрид, и др.) сочетают статичность поз с тщательной пластической моделировкой лиц и точной передачей пышных головных уборов и украшений, показывают высокий уровень мастерства и даже знакомство их создателей с произведениями античной скульптуры и декоративно-прикладного иск-ва Карфагена. Также изображались быки, львы и фантастич. животные – статуэтки, найденные в провинциях Аликанте, Мурсия и Альбасете; в них заметно влияние иск-ва Древнего Востока и архаичной Греции. На стенах некоторых гробниц сохранились росписи, иногда представлявшие религ. процессии или воинственные сцены, но чаще геометрич. фигуры или горизонтальные цветные полосы. В декоративно-прикладном иск-ве И. была развита обработка металла (золотые диадемы с тиснёными фигурными изображениями, расположенными полосами). Широкое распространение получила вазопись; на стенках ваз также встречаются геометрич. мотивы, а наряду с ними – изображения религ. процессий, сопровождаемых музыкой и танцами. Иногда присутствуют фигуры фантастич. животных, особенно птиц, чаще изображение ограничивается только частью фигуры. Судя по этим изображениям, музыка и танцы играли большую роль в жизни И. Время расцвета иберской культуры – 4–2 вв. до н. э., интенсивная романизация привела к её исчезновению. К кон. 1 в. до н. э. исчезли иберский язык и письменность. Скульптура и живопись, включая вазопись, заменяются провинциальным вариантом рим. иск-ва. Религ. представления И. сохранились только в качестве отд. пережитков.
Вопрос об отношениях И. и совр. басков спорен и порой является предметом не науч. дискуссий, а политич. спекуляций.