ГЕРМА́НЦЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРМА́НЦЫ (лат. Germani, нем. die Germanen), группа народов – древних носителей германских языков. Обычно выделяют 3 ветви Г.: западную (сформировалась между реками Рейн и Одер; подразделялась на неск. групп), северную (сложилась на юге Скандинавского п-ова и севере п-ова Ютландия) и восточную (оформилась в ходе миграций).
В древности Г. первоначально называли небольшое племя (по ряду оценок, негерманское) на левом берегу Рейна. С сер. 1 в. до н. э. это назв. было распространено на народы к востоку от Рейна и к северу от верхнего течения Дуная, где жили Г. и постепенно ассимилированные ими др. народы. Вост. пределы области расселения Г. античные авторы помещали в районе Вислы. К Г. они причисляли и более вост. группировки, напр. бастарнов (на основе сходства облика и некоторых внешних особенностей культуры), противопоставляя их сарматам.
Попытки выделить культурное единство Г. в бронзовом веке пока не убедительны, хотя ряд лингвистов считает, что герм. языки в это время уже обособились. Формирование Г. связывается с археологич. ясторфской культурой и расселением в раннем железном веке части носителей этой и родственных ей культур. Сильное воздействие на Г. оказали культуры Гальштат и Латен, отражающие влияние групп кельтов.
Древнейшей миграцией Г., отражённой в письм. источниках, были переселения кимвров и тевтонов. Их группировки во 2 в. до н. э. двигались из юж. Ютландии, присоединяя по пути др. объединения, и достигли среднего Дуная, Галлии, сев.-вост. Испании и сев. Италии. В 102–101 они были разгромлены рим. армией под команд. Гая Мария. Пик следующей волны герм. миграции, в которой доминировали свевы, пришёлся на 70–60-е гг. Ударная группировка этого объединения во главе с Ариовистом утвердилась в сев.-вост. Галлии, но в 58 была разгромлена Гаем Юлием Цезарем. Вторжение свевов послужило одним из поводов к рим. оккупации Галлии. Граница рим. владений и Г. по Рейну стабилизировалась после экспедиций Цезаря в земли Г. в 55–53.
В кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. Рим распространил свою власть над Г. от Рейна до р. Везер, несколько раз рим. легионы доходили до Эльбы; была провозглашена провинция Германия. Однако восстание херусков под предводительством Арминия, поддержанное др. Г., привело к разгрому римлян в 9 н. э. в Тевтобургском Лесу. В результате походов Тиберия (11) и Германика (14–16) Риму удалось стабилизировать ситуацию, в отношениях с Г. он перешёл к политике активной обороны. Вдоль Рейна были сформированы провинции Германия Нижняя и Германия Верхняя, построена система укреплений по Рейну, включая нижнюю Логону, долину в низовьях и левобережье Майна, б. ч. бассейна Неккара, там же был возведён т. н. верхнегерманский вал, подходивший к ретийскому валу, проходившему севернее верхнего течения Дуная. Вдоль границ была полоса, свободная от населения. С частью герм. племён Рим заключил договоры о поставке рекрутов.
В 1 в. н. э. можно выделить следующие племена и племенные объединения Г.: батавы (жили у устья Рейна), тенктеры (на левом берегу нижнего Рейна; были известны своей конницей), гермундуры (восточнее верхнегерманского и севернее ретийского валов; единственные из Г., кому позволялось торговать на рим. территории), хаты (в верховьях Везера; славились пехотой), херуски (в среднем течении Везера), хавки (в нижнем течении Везера), фризы (у побережья Северного м.). Юг Ютландии населяли кимвры, в бассейне Эльбы господствовало объединение свевов, включавшее лангобардов, семнонов и др., Богемию заняли маркоманы, восточнее располагались квады и др., в т. ч. негерманские племена. Повисленье населяли многочисл. племена лугиев (см. в ст. Пшеворская культура), ближе к Балтийскому м. жили ругии, готы и др. Из сканд. племён известны свеоны. Существовали, вероятно, культовые группы герм. племён: ингевоны у Северного м., герминоны на Эльбе и Везере, истевоны ближе к Рейну и др.
В этот период общество Г., при некоторых отличиях, имело родо-племенную организацию. Г. занимались земледелием и животноводством. В ходе миграций происходило усиление роли воен. вождей и их дружин. Важным фактором развития Г. было влияние Рим. империи, в т. ч. восстановление при имп. Нероне Янтарного пути.
К сер. 2 в. процессы в среде Г. привели к новой волне миграций. В среднем Подунавье это привело к Маркоманским войнам, в которых, кроме маркоманов и квадов, участвовали др. Г. и негерманские племена. Их опустошительные походы охватили Подунавье, Г. достигали Сев. Италии. Во 2-й пол. 2 в. вандалы, обитавшие в верховьях Вислы, появились на северо-востоке Карпатской котловины, началось движение готов и гепидов из нижнего Повисленья в Причерноморье (см. Вельбарская культура). В 1-й пол. 3 в. к востоку от Рейна оформились новые объединения герм. племён – алеманны и франки.
К сер. 3 в. натиск варваров на Рим. империю резко усилился. Со стороны Рейна активизировались алеманны, франки, ютунги и др., прорывавшиеся далеко в глубь рим. территорий (233–234, 253, 259–261, 268, 270–271, 274–276). Особенно опустошительными были т. н. Скифские войны. На их начальном этапе значит. роль принадлежала негерманским объединениям карпов и др., но постепенно она перешла к вост. Г., особенно готам. Ценой реформ, приведших к формированию системы домината, Рим. империя устояла. Была эвакуирована пров. Дакия, оставлены т. н. Десятинные поля между верховьями Рейна и Дуная, с рядом герм. племён заключены воен. союзы. В качестве федератов и наёмников Г. играли заметную роль в её воен.-политич. структурах (некоторые Г. достигали высоких должностей). Рим, со своей стороны, оказывал влияние на различные стороны жизни и культуры Г. (см., напр., Черняховская культура). Среди Г. начало распространяться христианство, появились первые религ. общины. Еп. Ульфила составил первую герм. азбуку (готское письмо) и перевёл на готский яз. Библию (вероятно, ок. 360). Христианство среди Г. первоначально распространилось в форме арианства.
Качественные изменения произошли в герм. мире в эпоху Великого переселения народов, формировались новые группировки. В управлении завоёванными территориями использовались опыт рим. администрации и знания, полученные на службе в рим. воен.-политич. системе. В итоге у Г. начали формироваться государства, стали кодифицироваться законы (см. Варварские правды).
Почти все вост. Г. в кон. 4–5 вв. несколькими волнами переселились на территорию Рим. империи, где были созданы Вестготское королевство сначала в Галлии, затем в Испании, государство вандалов в Сев. Африке, Остготское королевство в Италии, включавшие, кроме Г., численно превосходившее их местное население. В Потисье сформировалось государство гепидов, на всём пространстве расселения вост. Г., вплоть до сев.-вост. Причерноморья (см. в ст. Дюрсо), возникли более мелкие «королевства» и воен.-политич. объединения. Однако уже в сер. 6 в. под ударами Византии, лангобардов и авар пали государства вандалов, остготов, гепидов, в ходе арабских завоеваний разгрому подверглось государство вестготов. Вост. Г. этих и др. политич. объединений были поглощены местным и пришлым населением. До 16 в. сохранялись остатки крымско-готского языка в Юж. Крыму (см. в статьях Суук-Су, Мангуп, Готский язык), но позднее его носители стали частью местных греков (см. Мариупольские греки) и татар.
С 5 в. началось расселение зап. Г. в Зап. Рим. империи, приведшее к образованию государств алеманнов, франков, лангобардов. В этом ряду стоит складывание государства бургундов и баваров. К западу от Эльбы сложились политич. объединения тюрингов, саксов (более вост. территории были оставлены Г. и заняты славянами). В дальнейшем практически все они вошли в состав Франкского государства. После распада последнего в его быв. зап. и юж. областях, где преобладало романоязычное население, сформировались романские народы – валлоны, французы, итальянцы, а в сев.-зап. и вост. районах – совр. носители герм. языков: фламандцы, голландцы, немцы, австрийцы. Англы, часть саксов и ютов на протяжении 5–6 вв. переселились в Британию. Сложившаяся там общность англосаксов послужила основой для формирования англичан.
Сев. Г. в эпоху Великого переселения народов в осн. оставались в пределах Скандинавии. После периода Вендель наступило время довольно значит. миграций викингов эпохи. Они сыграли заметную роль в развитии ряда государств (Англии, Франции, см. в статьях Денло, Нормандия; Др.-рус. гос-ва, см. в ст. Варяги), колонизовали Исландию и Фарерские о-ва. Сев. Г. стали основой скандинавских народов: шведов, норвежцев, датчан, исландцев, фарерцев.
Мифология, эпос, литература. Мифология Г. известна по др.-герм. текстам (эпос и сканд. ср.-век. литература, др.-англ. и др.-нем. заговоры), греч. и лат. сочинениям (Тацит, Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский, Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Саксон Грамматик, Адам Бременский). По сообщениям о Г. 1 в. у Тацита, по названиям дней недели в герм. языках и сканд. источникам реконструируются имена общегерманских богов, сопоставляемых Тацитом с позднеантичными персонажами: Водан (сканд. Один, у Тацита – Меркурий), Тиу (сканд. Тюр, у Тацита – Марс), Донар (сканд. Тор, у Тацита – Геркулес) и *Фрия (сканд. Фрейр и Фрейя и Фригг, у Тацита – Исида), а также богиня Нертус (женская параллель сканд. Ньёрду). Мифологич. и героич. эпос Г. наиболее полно сохранился в сканд. и др.-англ. ареале. Исконная эпич. традиция была устной. Для герм. поэзии характерен аллитерационный стих, принявший особо сложную форму у скандинавских скальдов. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героич. эпоса – англосаксонские поэмы «Беовульф» (сложилась в кон. 7 – нач. 8 вв.) и «Битва при Финнсбурге» (9 в.), малые памятники «Видсид» и «Вальдере» (10 в.), др.-саксонские поэмы на библейские сюжеты «Генезис» и «Хелианд» («Спаситель»), др.-нем. «Песнь о Хильдебранде» (нач. 9 в.), а также лат. переложение «Вальтарий» (9–10 вв.). Осн. корпус записей герм. эпоса датируется 13 в.: др.-исл. «Старшая Эдда» (мифологич. песни, цикл песней о Сигурде, песни о Вёлунде, Хельги, Хамдире), средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах», прозаич. переложения в исл. памятниках – «Младшей Эдде» и сагах («Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «саги о древних временах»); герм. героич. сюжеты легли в основу сканд. баллад позднего Средневековья. Для герм. мифологии характерны эсхатологич. мотивы (эддич. «Прорицание Вёльвы»), доминирование нужд и морали войны, для эпоса – тема судьбы, героич. трагизм. Героев, павших на поле боя, принимает в своём чертоге Вальхалле Один; возлюбленными героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто бывают валькирии (с ними связывают распространённые с эпохи Вендель изображения женщин с рогом в руке). В героич. эпосе Г. нашли поэтич. отражение события эпохи Великого переселения народов: разгром гуннами бургундского королевства, смерть гуннского предводителя Аттилы в 453 и др. Мн. скандинавские королевские и знатные роды возводились к богам-асам (генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, англосаксонских королевских династий).
Общегерманской письменностью было руническое письмо. В 4–13 вв. складывалась лит-ра на готском, др.-скандинавских, др.-англ., др.-саксонском, др.-фризском, древневерхненемецком языках.
Музыка. Сведения о муз. культуре Г. отрывочны. Тацит сообщает о песнопениях Г. и об особой песни, исполнявшейся перед боевым строем с использованием резонанса щитов. Осн. муз. инструментом Г., по археологич. и лит. источникам, был струнный инструмент типа лиры, называвшийся общегерманским словом *harpa – арфа (др.-исл. harpa, др.-англ. hearpe, древневерхненемецкое harfa), игра на которой сопровождала исполнение эпоса. Духовые инструменты типа трубы натуральной – роги-луры, вероятно, восходят к лурам бронзового века. Из готского перевода Библии известны герм. слова swiglon – ‘играть на свирели’, þuthaurn – ‘труба’ (букв. ‘шумный рог’), klismo – ‘кимвалы’.
Искусство. Древнейшее изобразит. иск-во Г. тесно связано с традициями др. европ. народов. Сильнейшее влияние на него оказали кельты, позднее – культурный мир Рим. империи. В эпоху рим. влияний произошло формирование своеобразных стилей герм. ювелирного ремесла (полихромный стиль; литьё, воспроизводящее резьбу, – нем. Kerbschnitt, англ. chip-carving).
Наиболее яркое явление изобразит. иск-ва Г. – герм. звериный стиль, для которого характерен исключит. орнаментализм и формализм. На его формирование повлияли анималистич. традиции, восходящие к скифо-сибирскому звериному стилю и особенно к иск-ву Латена; на раннем этапе сказались влияния провинциально-рим. иск-ва. К кон. 5 в. сложился набор зоо- и антропоморфных мотивов, сохранявшийся почти неизменным до конца эпохи викингов при частой смене стилей. Первый самостоят. герм. звериный стиль (стиль I по классификации Б. Салина) сформировался на основе техники Kerbschnitt и образцов рим. иск-ва 4–5 вв. (пояса т. н. позднеримского воинского стиля и др.). Под влиянием этой техники звериные (реже человеческие) изображения приобретают геометрич. очертания, распадаются на элементы, самостоятельно участвующие в орнаментальной композиции. Во 2-й пол. 6 в. в звериный стиль проникает ленточная плетёнка, составившая основу нового стиля II: под её влиянием изображения подвергаются линейной стилизации, композиция строится на волнообразном ритме. Герм. стиль II получил наибольшее развитие в иск-ве культуры Вендель в Скандинавии и англо-саксонской Британии (6–8 вв.). Напротив, в континентальной Европе традиция звериного стиля затухает в эпоху Каролингов. В 8 в. равномерная ритмика плетения герм. звериного стиля сменяется иррегулярной, иногда чрезвычайно сложной, появляется характерный мотив «зверя, завязанного в узел» (стиль III, по Салину), возрождаются геометризм, элементы рельефа и натурализма (в т. ч. зарождается мотив «хватающего зверя», заменяющий плетение в построении сложных композиций). Все эти тенденции достигли наивысшего развития в иск-ве начала эпохи викингов (дерев. резьба Осеберга, клад из Броа). В дальнейшем на их основе сложились стили 9–10 вв. Еллинг (волнообразная ленточная плетёнка) и Борре (геометрич. фигуры, мотив «хватающего зверя», рельефность). Во 2-й пол. 10 в. в звериный стиль проникают континентальные влияния: элементы растит. орнамента, мотив одиночного звериного изображения – «большого зверя» (в то же время имеющий прототипы в зверином стиле 7–9 вв.). На их основе сложились стили конца эпохи викингов – Маммен и Рингерике; в последнем стиле эпохи викингов (Урнес) происходит возврат к равномерному плоскостному зооморфно-ленточному плетению. Традиции звериного стиля были продолжены в фасадной резьбе норв. дерев. «столбовых церквей» 12 в., каменных крестильных купелей, повлияли на сложение тератологии европ. романского стиля в целом.
В противоположность звериному стилю стилистика антропоморфных изображений Г. примитивна. Сюжеты восходят к сканд. петроглифам бронзового и железного веков, ряд мотивов заимствован из античного иск-ва: изображения воинов с оружием, кораблей, всадников (в т. ч. на брактеатах – золотых медальонах, имитирующих рим. образцы), женщин, держащих рог; встречаются многофигурные композиции, мифологич. сцены (в Осеберге, на «камнях с изображениями» о. Готланд, рунич. камнях, порталах «столбовых церквей»).