Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИУ́ПОЛЬСКИЕ ГРЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 135-136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

МАРИУ́ПОЛЬСКИЕ ГРЕ́КИ (при­азов­ские гре­ки), эт­ни­че­ская груп­па гре­ков в При­азо­вье (До­нец­кая и За­по­рож­ская об­лас­ти на юго-вос­то­ке Ук­раи­ны). Чис­лен­ность 91,5 тыс. чел., из них в До­нец­кой обл. – 78 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Де­лят­ся на ру­ме­ев (са­мо­на­зва­ния – ру­ме­юс, ро­ме­юс, ру­мэйс, от греч. Ρωμαίιος – «рим­ля­нин, ви­зан­ти­ец»), го­во­ря­щих на при­азов­ском (тав­ро­ру­мей­ском) диа­лек­те гре­че­ско­го язы­ка (ру­мей­ка, ро­мей­ка), и уру­мов (са­мо­на­зва­ния – урум, урум­лар), го­во­ря­щих на урум­ском яз. огуз­ской груп­пы тюрк. языков (урум ди­ли, урум ти­ли). Рас­про­стра­нён так­же рус. яз., в мень­шей сте­пе­ни укр. яз. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные. Тюр­коя­зыч­ная груп­па М. г. воз­ник­ла ли­бо в ре­зуль­та­те пе­ре­хо­да час­ти крым­ских гре­ков на крым­ско-тат. яз. (со­глас­но од­ной из ги­по­тез, тюрк­ский яз. был вос­при­нят ча­стью ма­ло­азий­ских гре­ков, пе­ре­се­лив­ших­ся в Крым), ли­бо вслед­ст­вие при­ня­тия ча­стью та­тар хри­сти­ан­ст­ва.

Греч. по­се­ле­ния в При­азо­вье воз­ник­ли в 1778 на тер­ри­то­рии ме­ж­ду ре­ка­ми Каль­ми­ус на вос­то­ке, Бер­да и Кон­ская на за­па­де и Вол­чья на се­ве­ре. Рос. пра­ви­тель­ст­во, же­лая по­дор­вать эко­но­мич. ба­зу Крым­ско­го хан­ст­ва, сти­му­ли­ро­ва­ло пе­ре­езд хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния из Кры­ма во вновь об­ра­зо­ван­ную Азов­скую гу­бер­нию. Пе­ре­езд воз­глав­лял­ся ми­тро­по­ли­том Гот­ским и Каф­ским Иг­на­ти­ем (Га­за­ди­ни) (уро­же­нец Гре­ции, на­зна­чен пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским в 1771 по лич­ной прось­бе Ека­те­ри­ны II; в 1997 при­чис­лен к ли­ку ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых Укр. пра­во­слав­ной церк­ви); в 1780 Гот­ская и Каф­ская епар­хия бы­ла во­зоб­нов­ле­на в Ма­риу­поль­ском по­ве­те (позд­нее греч. церк­ви При­азо­вья ото­шли к Ека­те­ри­но­слав­ской и Хер­сон­ской епар­хии). Греч. пе­ре­се­лен­цы на­счи­ты­ва­ли 18,4 тыс. чел. (из них уру­мов 7,3 тыс. чел.). Вме­сте с гре­ка­ми из Кры­ма вы­еха­ли ар­мя­не, гру­зи­ны, во­ло­хи и др. Ру­ко­во­дил пе­ре­ез­дом А. В. Су­во­ров. На но­вых зем­лях гре­ки по­лу­чи­ли зна­чит. зе­мель­ные на­де­лы, де­неж­ные вы­пла­ты и при­ви­ле­гии (ос­во­бо­ж­де­ние от рек­рут­ской по­вин­но­сти, от по­стоя и др.). Был ос­но­ван г. Ма­риу­поль, на­се­лён­ный в осн. уру­ма­ми (со­став­ляв­шими боль­шин­ст­во го­род­ско­го греч. на­се­ле­ния и в Кры­му). Ос­но­вы­вая но­вые сё­ла, гре­ки, се­лив­шие­ся груп­па­ми, да­ва­ли им на­зва­ния, аналогичные крымским: Ял­та, Ур­зуф, Ста­рый Крым и др.; в гра­ни­цах этих по­се­ле­ний за­фик­си­ро­ва­на и мик­ро­то­по­ни­мия с крым­ски­ми кор­ня­ми (напр., р-н Мас­сан­д­ра в пос. Ял­та). Ру­меи и уру­мы соз­да­ва­ли отд. по­се­ле­ния. Греч. сё­ла ос­та­ва­лись эт­ни­че­ски од­но­род­ны­ми до кон. 19 в. Осн. за­ня­тия­ми бы­ли зем­ле­де­лие, раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та, ово­ще­вод­ст­во, ре­мёс­ла и тор­гов­ля; про­цве­тав­шее в Кры­му ви­но­гра­дар­ст­во в При­азо­вье прак­ти­че­ски ис­чез­ло (воз­ро­ж­да­ет­ся с нач. 21 в.). Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. пря­де­ние и тка­че­ст­во (в т. ч. из­го­тов­ле­ние ков­ров), вя­за­ние (в т. ч. ажур­ное крюч­ком), вы­шив­ка; ра­нее бы­ла раз­ви­та об­ра­бот­ка се­реб­ра и зо­ло­та.

Тра­диц. жи­ли­ще 2–3-ка­мер­ное, са­ман­ное, на се­ве­ро-вос­то­ке – из ме­ст­но­го кам­ня. Дом вы­хо­дит тор­цом с 2–3 ок­на­ми на ули­цу, вход со дво­ра с бо­ко­вой сто­ро­ны, вдоль ко­то­рой идёт га­ле­рея (хан­дыр­ма). В ком­на­те на­про­тив вхо­да на­хо­дят­ся ико­ны, сбо­ку – печь, то­пив­шая­ся из се­ней, от ко­то­рой к пе­ред­ней сте­не идёт де­рев. на­стил (ру­мей­ское – кур­вать, урум­ское – со­фа, тах­та), кры­тый вой­ло­ком и цвет­ным по­кры­ва­лом, где про­во­ди­ли б. ч. до­су­га. Во вре­мя обе­да на кур­вать ста­ви­ли низ­кий круг­лый сто­лик (ру­мей­ское – тра­пезь, урум­ское – соф­ра). Кур­вать со­хра­ня­ет­ся в боль­шин­ст­ве совр. до­мов М. г. В оформ­ле­нии до­ма (ок­ра­ска стен, ре­шё­ток, две­рей, до­мо­тка­ные по­ло­ви­ки) пре­об­ла­да­ют тра­ди­ци­он­ные для бал­кан­ских гре­ков го­лу­бой и си­ний цве­та. Ха­рак­тер­но со­че­та­ние зем­ля­но­го по­ла и до­ща­то­го по­тол­ка, быв­ше­го для М. г. пред­ме­том пре­сти­жа (у рус­ских и ук­ра­ин­цев им был, на­про­тив, до­ща­тый пол).

Гречанка из села Сартана в головном уборе перифтар. 1920-е гг. Российский этнографический музей (С.-Петербург).

На­ряд­ная оде­ж­да пер­во­на­чаль­но бы­ла близ­ка к крым­ско-татарской. До кон. 19 в. со­хра­нял­ся муж­ской и жен­ский празд­нич­ный ха­лат из свет­ло-жёл­то­го по­ло­са­то­го шёл­ка (шам). С сер. 19 в. муж­ской кос­тюм со­сто­ял из льня­ной ту­ни­ко­об­раз­ной ру­ба­хи (ру­мей­ское – пу­ка­мус, урум­ское – кё­лек), шер­стя­ных шта­нов (ру­мей­ское – вра­ки, урум­ское – тман, шал­вар), без­ру­кав­ки (елек, кан­зол), дву­борт­ной курт­ки (ру­мей­ское – кур­тиц, урум­ское – хав­тан), ши­ро­ко­го, до 3 м в дли­ну по­ло­са­то­го поя­са (ру­мей­ское – зу­нар, урум­ское – ху­шак) и круг­лой или усе­чён­но-ко­нич. шап­ки; жен­ский кос­тюм – из ту­ни­ко­об­раз­ной ру­ба­хи (ру­мей­ское – кам­су, урум­ское – кель­мэк) с не­вы­со­ким стоя­чим во­рот­ни­ком и вы­шив­кой по во­ро­ту, ру­ка­вам и по­до­лу (пре­об­ла­да­ли ко­рич­не­вые и зо­ло­тые тона, осн. мо­ти­вы – «ва­зо­ны», вет­ки с цве­та­ми; ис­поль­зо­ва­лась так­же тех­ни­ка «бить» с вклю­че­ни­ем рас­плю­щен­ной ме­тал­лич. про­во­ло­ки); тём­но­го ту­ни­ко­об­раз­но­го пла­тья (ру­мей­ское – фис­тан, урум­ское – ур­ба) с ру­ка­ва­ми и клинь­я­ми от та­лии, фар­ту­ка с гео­мет­рич. вы­шив­кой, позд­нее – так­же с кру­же­вом. Ха­рак­те­рен по­ло­тен­ча­тый го­лов­ной убор за­муж­ней жен­щи­ны (ру­мей­ское – пе­риф­тар, урум­ское – баш яв­лух): по­лот­ни­ще тон­ко­го шёл­ка кре­пи­лось од­ним кон­цом на ма­куш­ке, обо­ра­чи­ва­лось во­круг шеи и спус­ка­лось др. кон­цом на спи­ну, где скре­п­ля­лось на та­лии за­кол­кой (кам); под под­бо­род­ком пе­риф­тар удер­жи­вал­ся рас­ши­той жем­чу­гом, стек­ля­ру­сом и зо­лот­ным шить­ём лен­той (ха­няр), об­ле­гав­шей щё­ки и кре­пив­шей­ся у вис­ков. Пе­риф­тар пе­ре­да­вал­ся по на­след­ст­ву от ма­те­ри к до­че­ри ли­бо от свек­ро­ви к не­вест­ке; в пер­вый год за­му­же­ст­ва его но­си­ли по­сто­ян­но, а за­тем надевали по празд­ни­кам. До 20 в. М. г. из­го­тав­ли­ва­ли се­реб­ря­ные пряж­ки (паф­та) и на­клад­ки для сва­деб­ных жен­ских по­ясов с че­кан­ным и фи­ли­гран­ным рас­тит. ор­на­мен­том и со­ляр­ны­ми мо­ти­ва­ми. На но­гах жен­щи­ны но­си­ли мяг­кие ко­жа­ные туф­ли (ру­мей­ское – па­пу­ча, урум­ское – па­пуч), муж­чи­ны – по­сто­лы (ру­мей­ское – ча­ру­хья, урум­ское – ча­рых).

Мариупольские греки. Состязание в борьбе курэш. Село Каракуба (Раздольное) Донецкой области. Фото 2006. Фото А. А. Новикова

Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. кух­ня: че­бу­ре­ки с мяс­ной на­чин­кой (чир-чир), слоё­ный пи­рог с мя­сом, ты­к­вой и ри­сом (шмуш, тур­та, ку­бэ­те), ва­ре­ни­ки с кар­тош­кой и лу­ком, к ко­то­рым по­да­ют ря­жен­ку (арь­ян), сла­бо­ал­ко­голь­ный на­пи­ток из пше­на (бу­за). Бы­ту­ет тра­ди­ция об­щин­ных празд­ни­ков (па­на­ир) – пер­во­на­чаль­но пре­столь­ных (упо­ми­на­ют­ся с 1652). Осн. уго­ще­ни­ем на па­на­ир бы­ло мя­со жерт­вен­но­го бы­ка. До 20 в. гл. уст­рои­тель (урум­ское – ва­та­ирд­жи) брал на се­бя доб­ро­воль­но рас­хо­ды и пре­дос­тав­лял свой дом; долж­ность уст­рои­те­ля еже­год­но пе­ре­да­ва­лась сре­ди жи­те­лей се­ла. Ны­не па­наи­ры ор­га­ни­зу­ют­ся всклад­чи­ну и про­во­дят­ся на цер­ков­ном дво­ре. Устраивают со­стя­за­ния в борь­бе (ку­рэш), при­зом по­бе­ди­те­лю ра­нее слу­жи­ла го­ло­ва жерт­вен­но­го бы­ка. Фольк­лор – ко­ляд­ки, ли­рич. пес­ни и др.

В 1920-е гг. рас­про­стра­ня­ет­ся пись­мен­ность на но­во­греч. яз., в 1932–37 в Ма­риу­по­ле ра­бо­тал Гос. греч. ра­бо­че-кре­сть­ян­ский те­атр. В 1937–38 в рам­ках т. н. греч. опе­ра­ции НКВД М. г. под­верг­лись мас­со­вым ре­прес­си­ям; по­гиб­ло боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей греч. ин­тел­ли­ген­ции. В 1969 для ру­мей­ско­го яз. был при­нят но­вый ал­фа­вит на ос­но­ве ки­рил­ли­цы. На ру­мей­ском и урум­ском язы­ках вы­хо­дит ли­те­ра­ту­ра, периодика, ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние. В 1995 соз­да­на Фе­де­ра­ция греч. об­ществ Ук­раи­ны, про­во­дят­ся еже­год­ные му­зы­каль­ные и тан­це­валь­ные фес­ти­ва­ли, под­дер­жи­ва­ют­ся свя­зи с Гре­ци­ей и Ки­пром.

Лит.: На­ул­ко В. I. Хто i вiдколи жи­ве в Ук­раїнi. Київ, 1998; Арад­жио­ни М. А. Гре­ки Кры­ма и При­азо­вья: ис­то­рия изу­че­ния и ис­то­рио­гра­фия эт­ни­че­ской ис­то­рии и куль­ту­ры (80-е гг. XVII в. – 90-е гг. ХХ в.). Сим­фе­ро­поль, 1999; Гре­ки Рос­сии и Ук­раи­ны / Сост., отв. ред. Ю. В. Ива­но­ва. СПб., 2004; По­но­марь­о­ва I. С. Етнiчна iсторiя грекiв Приа­зов’я (кiнець XVIII – по­ча­ток XXI ст.). Київ, 2006; Лин­гвис­ти­че­ская и эт­но­куль­тур­ная си­туа­ция в гре­че­ских се­лах При­азо­вья: по ма­те­риа­лам экс­пе­ди­ций 2001–2004 гг. / Отв. ред. М. Л. Ки­си­ли­ер. СПб., 2009.

Вернуться к началу