ИСЛА́НДЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСЛА́НДЦЫ (самоназвание – Íslendingur, мн. ч. Íslendingar), сканд. народ, осн. население Исландии (св. 290 тыс. чел. – 2006, оценка). Живут также в Канаде (75,1 тыс. чел. исл. происхождения – 2001, перепись), США (30,4 тыс. чел. исл. происхождения – 2000, перепись), Дании (8,5 тыс. чел.), Норвегии (3,7 тыс. чел.), Швеции (3,5 тыс. чел.). Говорят на исландском языке. Верующие – лютеране.
Исландия заселялась в осн. норвежцами (гл. обр. из Зап. Норвегии), а также выходцами из др. сканд. стран и с Британских о-вов (Ирландии, Оркнейских, Шетландских, Гебридских о-вов, Сев. Британии), в т. ч. кельтами и потомками смешанных кельто-сканд. браков. Среди кельтов были как рабы, так и люди знатного происхождения. Кельт. компонент проявляется в физич. облике И. (краниологич. данные, относительно большое число темноволосых и др.), антропонимике (среди кельт. имён – Ньяль, Кормак, Кьяллак). Период между появлением первых исл. поселенцев (870-е гг.) и учреждением альтинга (930) называется в исл. традиции «веком заселения страны». «Книга о заселении страны» (составлена в кон. 13 в., но основана на устной традиции) сообщает о почти 400 первопоселенцах и их семьях, называет занятые ими земли, имена их предков и потомков, к которым восходят известные исл. роды. Генеалогич. память играет исключит. роль в историч. самосознании И. Это отражается также в сохранении И. традиц. антропонимики: человек обозначается через имя и патроним (указание на имя отца: Эйрик Йоунссон, т. е. «сын Йоуна», Ингибьёрг Йоунсдоттир, т. е. «дочь Йоуна» и т. п.), в некоторых случаях также – через место рождения или проживания.
К концу «века заселения страны» И. насчитывалось 20–25 тыс. чел. Были заняты практически все земли по побережью, пригодные для жизни. Первые поселенцы занимали огромные участки, но в дальнейшем между ними и новыми поселенцами было достигнуто соглашение, ограничивающее размеры земельной собственности. На закреплённых в традиции сведениях о первоначально занятых землях впоследствии основывалось земельное право И. Делению страны на «четверти» соответствует предание, сообщаемое Снорри Стурлусоном в «Круге Земном», о «духах-хранителях страны» (дракон, птица, бык, великан; изображены на совр. гербе Исландии), защитивших с четырёх сторон остров от вторжения датчан. Учреждение альтинга положило начало периоду «народовластия» (тьодвельди). На альтинг, собиравшийся каждое летнее солнцестояние на Полях Тинга, съезжалось до нескольких тыс. бондов во главе со своими годи; здесь принимались законы, разбирались, в соответствии со строго установленной судебной процедурой, тяжбы, заключались торговые сделки и браки, устраивались состязания, исполнялись стихи, рассказывались саги. Благодаря этим ежегодным всеисландским собраниям создавалась единая сеть общения, формировались общие для всей страны культура и язык, искусное владение которым высоко ценилось в исл. обществе. И. – единственный народ, в языке которого с древности отсутствовало противопоставление лит. яз. местным диалектам.
Век после учреждения альтинга – время наиболее памятных событий исл. истории, о которых повествуют «саги об исландцах», – получил назв. «века саг». И. – активные участники походов викингов (в осн. в составе норв. дружин). Принятие христианства (по решению альтинга в 1000) не привело к искоренению устной лит. традиции. Напротив, распространение письменности (с 12 в.) способствовало её закреплению и развитию. С кон. 12 в. большинство И. были грамотны. Центрами письм. культуры были как монастыри, так и хутора богатых и учёных И. (напр., хутора Соколиная Долина и Одди, где воспитывались соответственно Ари Мудрый Торгильсон и Снорри Стурлусон; один из владельцев Одди, Сэмунд Сигфуссон Мудрый, – первый И., получивший образование во Франции). Название народа «И.» впервые появляется уже в раннеписьменной (книжной по характеру) лит-ре. Первые памятники исл. письменности были призваны упрочить самосознание И.: «Книга об исландцах» Ари Мудрого Торгильсона, «Первый грамматический трактат», неизв. автор которого связывал необходимость нормализации исл. письма с сохранением в народе знания прошлого своей страны, законов и генеалогий. В 13 в., незадолго до крушения исл. «народовластия», были записаны наиболее известные «саги об исландцах», мифологич. и героич. песни («Старшая Эдда»), «Книга о заселении страны», «Эдда» («Младшая Эдда») и «Круг Земной» Снорри Стурлусона.
Поддержание лит. традиции стало в последующие за «народовластием» века опорой для сохранения И. как самостоят. народа. На хуторах переписывали (и до сих пор усердно читают) др.-исл. лит. памятники. Этому способствовала и дешевизна пергамена (одного из продуктов овцеводства), лишь в 17 в. вытесненного бумагой. Печатный станок был впервые привезён в Исландию из Гамбурга (1530) последним католич. еп. Йоуном Арасоном и установлен в его резиденции в Хоулар. Первая напечатанная на нём книга – исл. перевод Библии протестантского еп. Гудбранда Торлакссона (1541–1627), также математика и картографа (ему принадлежит первая отвечающая совр. требованиям карта Исландии). С кон. 16 – нач. 17 вв. др.-исл. рукописи собирались и изучались И., получившими образование в Копенгагене; среди них – Арни Магнуссон (1663–1730), которому принадлежало непревзойдённое по богатству Арнамагнеанское собрание (в т. ч. осн. рукопись «Старшей Эдды»), завещанное им Копенгагенскому ун-ту; значит. его часть передана в Исландию в 1970–90-е гг. (ныне – в Ин-те Арни Магнуссона при Исл. ун-те в Рейкьявике).
В эпоху дат. господства (16–17 вв.) влияние дат. яз., заметное в рыбачьих и торговых посёлках, адм. центрах, почти не затронуло хутора. Первым И., привлёкшим обществ. внимание к состоянию исл. языка, был Арнгрим Йоунссон Учёный (1568–1648). С кон. 18 в. исл. движение за чистоту языка сомкнулось с всеевропейским (особенно датским и немецким) романтизмом и одновременно с борьбой И. за независимость. Большую роль в этом сыграла деятельность великого дат. лингвиста Р. К. Раска (1787–1832).
В период дат. давления на экономику, политику и культуру Исландии страна переживала глубокий экономич. упадок, совпавший с похолоданием климата, извержениями вулканов, длительными периодами голода и эпидемиями. Согласно первой переписи населения в 1703, в Исландии жило ок. 50 тыс. чел. – почти столько же, сколько в «век саг». В последней четв. 19 в. началась значит. эмиграция в Америку (в осн. в район Великих озёр). И. Канады сохраняют традиц. устное творчество, проводят фестивали; в Виннипеге издаётся газета на исл. языке.
До кон. 18 в. в Исландии не было городов. Первый город – Рейкьявик, получивший самоуправление в 1786, насчитывал в это время 167 чел. Начало совр. Рейкьявику положил в сер. 18 в. дат. фогт (И. по происхождению) Скули Магнуссон, поставивший неск. мануфактур на месте первого хутора Ингольва Арнарсона (дом Скули – древнейшее здание в совр. Рейкьявике). Осн. отрасль хозяйства – отгонное овцеводство. Многовековое развитие овцеводства привело к эрозии тонкого почвенного слоя Исландии. Б. ч. года овцы паслись на отдалённых пастбищах под присмотром пастухов, зимой содержались в загонах. Заготовка сена – осн. вид летних работ, сенокосные луга и пастбища – осн. вид угодья. День пригона овец с пастбища (реттир, букв. – загоны) – гл. промысловый праздник И. Из овечьей шерсти делали преим. сукно; куски сукна в древности служили платёжным средством (вадмал). С 16 в. распространилось вязание. Разводили также коз, коров, лошадей особой породы, почти не изменившейся с древности (низкорослые, с длинной шерстью и гривой, чрезвычайно выносливые). Лошадь была единственным транспортным средством, использовалась только как верховое и вьючное животное. Важное значение имело рыболовство. Из-за отсутствия леса (берёзовые леса и кустарники были вырублены на строительство и особенно на топливо) кораблестроение было развито слабо, рыбу ловили в прибрежных водах, озёрах и реках. Употребляли в пищу мясо выброшенных на берег китов (эта добыча могла стать поводом для столкновений). С 15 в. начался экспорт рыбы. К 20 в. китобойный промысел, рыболовство и рыбопереработка стали осн. занятиями И. (до 2-й пол. 20 в. во время путины в промысле участвовало почти всё трудоспособное население). Земледелие играло незначит. роль, до кон. 19 в. было исключительно ручным. Выращивали лён, ячмень. В осн. зерно было привозным, как и металл. Железо невысокого качества выплавлялось также из местной болотной руды.
Традиц. поселение – хутор (бэр). Пространство усадьбы (тун) с жилой постройкой в центре, хозяйств. постройками, лужайкой и загонами для скота обносилось каменной оградой. В традиц. жилище (хус, букв. – дома) обитала большая семья (старшие хозяева, их женатые сыновья со своими детьми, слуги). По материалам археологич. раскопок реконструировано жилище (т. н. длинный дом) эпохи викингов. Дом строился из торфяных кирпичей (150 × 50 × 20 см), на каменном фундаменте, в котором устанавливались опорные столбы каркаса (в осн. из плавникового и привозного дерева), шедшие рядами вдоль дома; детали каркаса соединялись дерев. гвоздями. Кирпичи укладывались в два слоя (в более поздних домах часто под углом друг к другу – т. н. селёдочный хребет), пространство между которыми заполнялось землёй и гравием; стены достигали в толщину 2 м, иногда внутри обшивались деревом. Были известны и полуземлянки. Крышу крыли дёрном, прослаиваемым берестой, сверху покрывали зелёным дёрном. С торцов были отгорожены сени-кладовые, иногда – помещения для скота. Дерев. входные двери имели резной фронтон, площадка перед входом (хлад) мостилась камнем. Осн. помещение в центр. части дома (скали) имело в центре очаг и светодымовое отверстие в кровле. Пространство вдоль стен, ограниченное опорными столбами, занимали нары. Центр. опорные столбы обрамляли места хозяина и почётного гостя (эндвегис) у очага. В более богатых домах хозяин и хозяйка спали в отгороженной спальной нише с дверью, закрывающейся на засов (локреккья – «постель с запором»); в дальнем от входа конце дома пристраивалось «чистое» помещение (стова, бадстова), служившее в осн. местом женских работ, с очагом в центре, дерев. скамьями и столами вдоль стен, ткацким станком. Позднее стова служила также общей спальней. С 14 в. вместо «длинных домов» стали строить комплексы построек, объединённых по типу многорядной связи и соединённых продольным коридором. С 18 в. их торцовые стены (габлар) строились из дерева.
В древности мужчины носили нижние (льняные) и верхние (шерстяные) штаны и рубаху до колен (кюртиль), подпоясанную ремнём с металлич. пряжкой и наконечником, шерстяной плащ, крепившийся на плече фибулой; женщины – длинную рубаху и верхнюю одежду на лямках, крепившихся парой фибул, соединённых низкой из бус и металлич. подвесок. К 19 в. сложился нац. женский костюм: рубаха, юбка с передником и крупными филигранными пряжками, короткий корсаж и куртка с металлич. застёжками, верхнее распашное приталенное платье с узкими рукавами; юбка, корсаж, куртка, платье в осн. чёрного цвета. Волосы убирались под чёрную шапочку (скохтхува) с длинной цветной кистью. В 18–19 вв. женская шапка имела вид высокого загнутого вперёд колпака. Во 2-й пол. 19 в. худ. Сигурдом Гудмундссоном была создана новая модель нац. костюма (скёйтбунингур): чёрные юбка и прилегающий жакет с металлич. застёжкой и поясом, высокий головной убор с белой вуалью.
Осн. пища – баранина, в т. ч. баранья требуха, ливер, жир (отсюда старое уничижительное прозвище И. – мёрланди, от мёр – «нутряной жир»). Исл. нац. блюда – копчёная баранья голова, ливерная и кровяная колбаса, ферментированная акула. Осн. напитки – пиво, кисломолочный напиток (скир), хранившийся в больших дерев. бадьях (кер), до половины вкопанных в землю.
Сохраняются экзогамные патрилинейные (первоначально, вероятно, билатеральные) локализованные родственные группы (айхтир), восходящие к общему предку (мужчине, реже женщине), к имени которых добавлялся суффикс -ингар (мн. ч.). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с многообразными описательными конструкциями для боковых родственников. В поколении эго намечается переход к линейному способу группировки. Сиблинги делятся по полу. Наряду с формальной терминологией родства, подчёркивающей индивидуальные связи, распространены обобщённые термины: родич, преим. боковой (френди, фрэнка), приёмный родственник (фостри, фостра), свойственник (магур, магкона), собирательные названия для отца и сына (фэдгин), матери и дочери (мэдгин) и т. д. Были распространены обычаи аталычества, левирата, кровной мести.
Гл. праздник в древности – праздник Середины зимы (Йоль), после крещения совпавший с Рождеством и Святками; в это время И. съезжались к родственникам, рассказывали саги, сказки-бывальщины о сверхъестественных существах – троллях, «скрытом народе» (хульдуфоулк), ютящемся под мшистыми пригорками рядом с людьми, подменяющем детей, и др.; жителях необитаемой части страны (утилегуменн); добрых и злых колдунах (в т. ч. популярны сказочные сюжеты о Сэмунде Мудром); привидениях («живых мертвецах») – обычно людях, погибших насильственной смертью; ведьме – похитительнице детей Гриле и её 13 сыновьях (йольсвейнар – святочные парни). Описание события в сказке точно привязано к конкретным фактам (время, имена героев и свидетелей и т. д.), в чём усматривают влияние саги. Осн. спортивные игры – борьба (глима), конские бои. Муз. фольклор преим. вокальный: твисёнги (2-голосные мужские песни с параллельным движением голосов), римы (хороводные песни), висы (одноголосные песни на разл. тематику: застольные, повседневные, любовные, морские, «лошадиные» и др.), тулы (песни с набором имён), викиваки, букв. – недельное бдение (песни-танцы). Нар. инструменты (существовали до нач. 20 в.) – смычковые: фидла (2–4-струнный) и лангспил (смычковая цитра; одна струна мелодическая, другие – бурдонные). Изучение исл. нар. песен ведётся с нач. 20 в. Значит. роль в быту И. занимает хоровое пение.