ИСЛА́НДСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСЛА́НДСКИЙ ЯЗЫ́К, язык исландцев. Гос. язык Республики Исландия. Распространён также в Дании, США и Канаде. Общее число говорящих на И. я. ок. 306 тыс. чел. (2007, оценка), в т. ч. в Исландии ок. 290 тыс. чел. (2007, оценка), в Дании чуть более 8 тыс. чел. (нач. 21 в., оценка), в США 5,5 тыс. чел. (2000, перепись), в Канаде ок. 2,4 тыс. чел. (2001, перепись).
И. я. принадлежит к скандинавским языкам. Др.-исл. яз. сформировался на основе зап.-сканд. диалектов. Совр. И. я. относится к т. н. островным сканд. языкам, длительное время развивавшимся в условиях миним. межъязыковых контактов. Диал. членение выражено слабо. Различаются диалекты: южный, в котором исконные глухие p, t, k в неначальной позиции произносятся как слабые непридыхательные $\underset{\circ}{b}$, $\underset{\circ}{d}$, $\overset{\circ}{g}$ (т. н. линмайли), и северный, где p, t, k произносятся как глухие придыхательные ph, th, kh (т. н. хардмайли).
Фонетич. строй характеризуется корреляцией изохронии (свойственной также швед., норв., фарерскому и итал. языкам): после долгого ударного гласного всегда стоит одиночный согласный, а после краткого гласного – гемината или сочетание согласных. Краткие ударные слоги невозможны; исключение – слоги, где есть т. н. преаспирация (придыхание, предшествующее смычному). Вокализм характеризуется противопоставлением напряжённых и ненапряжённых фонем: напряжённые могут быть дифтонгами или долгими монофтонгами ([u:], [i:]), ненапряжённые реализуются как фонетически краткие или долгие монофтонги. Для консонантизма характерны сонорные и шумные геминаты и преаспированные глухие hk, hp, ht. В начале слова противопоставлены глухие придыхательные ph, th, kh (орфографически p, t, k) и слабые непридыхательные $\underset{\circ}{b}$, $\underset{\circ}{d}$, $\overset{\circ}{g}$ (орфографически b, d, g). В линмайли фонологизовано противопоставление звонких и глухих сонорных (n, m, l, r – $\underset{\circ}{n}$, $\underset{\circ}{m}$, $\underset{\circ}{l}$, $\underset{\circ}{r}$): ср. halda [${hal}$$\underset{\circ}{d}$${a}$] – halda [${ha}\underset{\circ}{l}\underset{\circ}{d}{a}$]. В отличие от большинства сканд. языков, в И. я. палатализация заднеязычных задержалась на начальной стадии (имеются палатальные g̊j, khj), аффрикат и вторичных палатальных спирантов нет. Фиксиров. ударение на начальном слоге.
И. я. – флективный язык с элементами агглютинации. Особенность исл. морфологии на фоне др. совр. сканд. языков – сохранение сложной и дробной системы склонения имени, свойственной сканд. праязыку. И. я. сохраняет ряд архаичных черт, соответствующих общескандинавскому состоянию: 3 рода (муж., жен., ср.) и 4 падежа (им., род., дат., вин.). Существительное имеет также категории числа (ед., мн.) и определённости-неопределённости. Постпозитивный определённый артикль, возникший из указат. местоимения, является именной энклитикой (см. Клитика): он склоняется, дублируя именную флексию. Неопределённый артикль отсутствует. Разрешается т. н. двойная определённость: артикль добавляется к существительным, уже имеющим синтаксич. детерминатив. Используются 2 серии прилагательных – сильные (семантически неопределённые, употребляются предикативно либо атрибутивно при сущ. без артикля) и слабые (семантически определённые, употребляются атрибутивно при сущ. с определённым артиклем). Глагол имеет категории времени, наклонения и залога. Перфект образуется с помощью глаголов «иметь» (для всех глаголов) и «быть» (только для неперех. предельных глаголов). Форма буд. вр. не грамматикализована. Пассив образуется аналитически. Есть класс средних глаголов с маркером -st, имеющим рефлексивное происхождение. Собственно-возвратное диатезное значение выражается аналитически, сочетаниями «глагол $+$ возвратное местоимение в вин. п. или дат. п.»; в ряде случаев, но не всегда, такие сочетания имеют парафразы в виде глаголов на -st. Выделяется обширный класс глаголов, связанных сильным управлением с именами в дат. и род. падежах. Формальные подлежащие отсутствуют. Продуктивны безличные модели предложения. Семантич. субъект безличных предложений имеет некоторые свойства грамматич. подлежащего.
Порядок слов в независимом повествоват. предложении регулируется ограничением, в соответствии с которым спрягаемый глагол занимает вторую или первую позицию. Прочие категории слов не имеют собств. места в предложении. Асимметрия независимых и придаточных предложений выражена слабо: в отличие от континентальных сканд. языков, в И. я. глагол не сдвигается в придаточном на шаг вправо.
В словарном составе И. я. абсолютно преобладает исконная лексика. В силу пуристического характера исл. словесности и её ориентации на классич. др.-исл. лит-ру новые слова возникают в осн. за счёт калькирования (см. Калька) и собств. словообразоват. ресурсов. В лит. И. я. почти нет междунар. терминологии: термины калькируются, а не заимствуются в фонетич. форме. В устной речи процент заимствований из дат. и англ. языков выше.
Орфографич. норма совр. И. я. сформировалась в нач. 19 в., в её становлении большую роль сыграл Р. К. Раск. Он обосновал и статус др.-исл. яз. как классич. языка германистики. В основе лит. произношения – особенности юж. диалекта (линмайли). Письменность на основе лат. алфавита с 12 в. Древнейшие тексты на И. я. – стихотворения исл. скальдов 10–11 вв., первоначально передававшиеся изустно (см. Скальдическая поэзия). Древнейшие письм. памятники И. я. – рукописи 13 в., некоторые из них, возможно, – списки с рукописей кон. 12 в. Лит. И. я. сформировался ещё в др.-исл. период.