Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 197-198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Гуревич

СА́ГА (др.-сканд. saga, от segja – ска­зы­вать), по­ве­ст­во­ва­тель­ная про­заи­че­ская фор­ма в ср.-век. Ис­лан­дии. С. пре­им. ано­ним­ны; бы­ли за­пи­са­ны на др.-сканд. яз. в ос­нов­ном в кон. 12–14 вв.; за­пи­си боль­шин­ст­ва из них, по-ви­ди­мо­му, пред­ше­ст­во­ва­ло уст­ное пре­да­ние. Вре­мя рас­цве­та жан­ра – 13 в., ко­гда бы­ли соз­да­ны «Са­га о Нья­ле», «Са­га об Эги­ле» и др. Вы­де­ля­ют­ся неск. жан­ро­вых раз­но­вид­но­стей С. в за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ния и вре­ме­ни, о ко­то­ром они по­ве­ст­ву­ют. Наи­бо­лее свое­об­раз­ны «Са­ги об ис­ланд­цах» (сохр. ок. 40), или ро­до­вые (се­мей­ные) С., опи­сы­ваю­щие рас­при ме­ж­ду исл. пер­во­по­се­лен­ца­ми и их по­том­ка­ми, про­ис­хо­див­шие в 930–1030 (т. н. век саг). «Са­ги о со­вре­мен­но­сти» по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям 13 в. («Са­га о Стур­лун­гах»); к ним при­над­ле­жат так­же «Са­ги о епи­ско­пах». Отд. груп­па «Са­ги о ко­нун­гах» – жиз­не­опи­са­ния ко­ро­лей Нор­ве­гии и от­час­ти др. стран Се­ве­ра («Са­га о Свер­ри­ре»; «Круг Зем­ной» Снор­ри Стур­лу­со­на, и др.); при их со­став­ле­нии на­ря­ду с уст­ны­ми пре­да­ния­ми и ис­то­рич. со­чи­не­ния­ми (Ари Муд­ро­го Тор­гиль­со­на и др.), важ­ным ис­точ­ни­ком слу­жи­ла хва­леб­ная по­эзия скаль­дов – со­вре­мен­ни­ков и уча­ст­ни­ков опи­сы­вае­мых со­бы­тий.

С., пре­ж­де все­го ро­до­вые, от­ли­ча­ют­ся «ар­хаи­че­ским реа­лиз­мом» – не­обы­чай­ной для Сред­не­ве­ко­вья объ­ек­тив­но­стью по­ве­ст­во­ва­ния; ав­то­ры С. не вы­ра­жа­ют собств. от­но­ше­ния к про­ис­хо­дя­ще­му, но сле­ду­ют прин­ци­пу «сим­пто­ма­ти­че­ско­го» опи­са­ния, со­об­щая лишь о том, что мо­жет быть уви­де­но или ус­лы­ша­но сто­рон­ним на­блю­да­те­лем, и ос­тав­ляя чи­та­те­лю до­га­ды­вать­ся о чув­ст­вах ге­ро­ев. Стиль С. ли­шён к.-л. ук­ра­ше­ний и со­зда­ёт впе­чат­ле­ние бе­зы­скус­ной разг. ре­чи. Важ­ную роль иг­ра­ют диа­ло­ги пер­со­на­жей: об­мен ла­ко­нич­ны­ми и точ­ны­ми ре­п­ли­ка­ми в С. – од­но из наи­выс­ших дос­ти­же­ний др.-исл. про­зы. В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье наи­боль­шую по­пу­ляр­ность по­лу­ча­ют С., в ко­то­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся о ле­ген­дар­ном про­шлом и пре­об­ла­да­ют аван­тюр­ные и ска­зоч­ные мо­ти­вы («С. о древних временах», или «лживые С.»); дей­ст­вие мно­гих из них про­ис­хо­дит да­ле­ко за пре­де­ла­ми Скан­ди­на­вии, а из­люб­лен­ным приё­мом опи­са­ния яв­ля­ет­ся ги­пер­бо­ла. К ним при­мы­ка­ют «ры­цар­ские Са­ги» – пе­ре­ло­же­ния ры­цар­ских ро­ма­нов или под­ра­жа­ния им. На­име­но­ва­ние «С.» так­же при­ме­ня­ют к ирл. эпо­су.

Изд.: Снор­ри Стур­лу­сон. Круг Зем­ной. М., 1980. М., 2002; Ис­ланд­ские са­ги. СПб., 1999. Т. 1–2.

Лит.: Andersson Th. M. The Icelandic family saga: An analytic reading. Camb. (Mass.), 1967; idem. The growth of the medieval Icelan­dic sa­gas (1180–1280). L., 2006; Гу­ре­вич А. Я. Ис­то­рия и са­га. М., 1972; он же. «Эд­да» и са­га. М., 1979; Clover C. J. The medieval saga. L., 1982; Ма­тю­ши­на И. Г. По­эти­ка ры­цар­ской са­ги. М., 2002; Стеб­лин-Ка­мен­ский М. И. Мир са­ги. Ста­нов­ле­ние ли­те­ра­ту­ры. 2-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу