Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАТЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 43

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Шаров
Поселение Латен. Деталь ножен меча. Железо, гравировка. Кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. Кантональный археологический музей (Невшатель).

ЛАТЕ́Н (La Tène), 1) ме­сто ар­хео­ло­гич. на­хо­док и древ­нее по­се­ле­ние на вост. по­бе­ре­жье Не­вша­тель­ско­го оз. и на пра­вом бе­ре­гу впа­даю­щей в не­го ре­ки (ны­не – ка­на­ла, со­еди­няю­ще­го его с Биль­ским озе­ром), в 7 км от совр. г. Не­вша­тель на за­па­де Швей­ца­рии. Пер­вые ве­щи и по­строй­ки об­на­ру­же­ны Ф. Кел­ле­ром в 1854; сот­ни же­лез­ных и брон­зо­вых пред­ме­тов под­ня­ты из во­ды Ф. Шва­бом в 1857–60; рас­коп­ки Э. Ву­га и П. Ву­га в 1907–17. Мно­го­числ. на­ход­ки [св. 2500, из них бо­лее тре­ти – ору­жие (же­лез­ные ме­чи, на­ко­неч­ни­ки ко­пий, де­та­ли щи­тов), ос­таль­ное – ук­ра­ше­ния (брон­зо­вые, се­реб­ря­ные фи­бу­лы, бу­лав­ки) и др.] ста­ли ос­но­вой для вы­де­ле­ния куль­ту­ры и пе­рио­да Л. Сре­ди др. на­хо­док – мо­не­ты 1 в. до н. э. – 2 в. н. э., пред­ме­ты во­ин­ско­го сна­ря­же­ния рим. вре­ме­ни и др. На по­се­ле­нии изу­ча­лись свай­ные по­строй­ки не­оли­та, брон­зо­во­го ве­ка, пе­рио­да Л., рим. вре­ме­ни. Мно­го­числ. на­ход­ки ору­жия сред­не­го и позд­не­го (в осн.) Л. объ­яс­ня­лись на­ли­чи­ем та­мож­ни, во­ен. ла­ге­ря, трак­то­ва­лись как во­тив­ные пред­ме­ты. Боль­шин­ст­во совр. ис­сле­до­ва­те­лей от­но­сят их к по­се­ле­нию кельт. пле­ме­ни гель­ве­тов и счи­та­ют, что сле­ды по­жа­ра по­стро­ек пе­рио­да Л. свя­за­ны с по­дав­ле­ни­ем гель­вет­ско­го вос­ста­ния рим­ля­на­ми в 58 до н. э., а мно­го­числ. на­ход­ки ору­жия в во­де мо­гут быть объ­яс­не­ны ги­бе­лью вои­нов в хо­де вос­ста­ния или в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния мос­та.

Основные типы фибул: 1 – Чертоза; 2 – Марцаботто; 3, 4 – духцовские с "гусеничной" спинкой и с гладкой спинкой; 5 – мюнзингенская; 6 – с шариком; 7 – "пауковидная" ...

2) Пе­ри­од (ЛТ; нем. Latènezeit, LTZ, LT) и ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра (нем. La­tè­ne­kul­tur) ран­не­го же­лез­но­го ве­ка Центр. и Зап. Ев­ро­пы (5–1 вв. до н. э.), сме­няю­щие Галь­штат. Ес­ли в эпо­ху Галь­шта­та ещё ис­поль­зо­ва­лись брон­зо­вые ору­дия и ору­жие, то на­чи­ная с Л. осн. ма­те­ри­ал для их из­го­тов­ле­ния – же­ле­зо. Л., как «вто­рой же­лез­ный век», вы­де­лен швед. ар­хео­ло­гом Х. Гиль­деб­ранд­том (1872, 1874) на ос­но­ве на­хо­док с по­се­ле­ния Л. Куль­ту­ра Л. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ар­хео­ло­гич. от­ра­же­ние куль­ту­ры кель­тов или на­ро­дов, на­хо­див­ших­ся под кельт. влия­ни­ем [для куль­ту­ры по­след­них по­сле вы­хо­да ра­бо­ты нем. ар­хео­ло­га Р. Хах­ман­на (1961) вме­сто тер­ми­на «Л.» стал упот­реб­лять­ся тер­мин «позд­нее пред­рим­ское вре­мя»]. На­чи­ная с О. Тиш­ле­ра (1885), раз­де­лив­ше­го Л. на ран­ний (LTZ I), сред­ний (LTZ II) и позд­ний (LTZ III), бы­ло пред­ло­же­но неск. хро­но­ло­гич. схем, опи­раю­щих­ся в осн. на сме­ну разл. ти­пов фи­бул, бу­ла­вок, ме­чей и их но­жен. П. Рай­не­ке (1902) при­влёк ма­те­риа­лы «кня­же­ских» ком­плек­сов с мно­го­числ. им­порт­ны­ми из­де­лия­ми из Сре­ди­зем­но­мо­рья и вы­де­лил сту­пе­ни: А (500–400 до н. э.) – по на­ход­кам крас­но­фи­гур­ных ваз, В (LTZ I; 400–300) – греч. брон­зо­вой по­су­ды, C (LTZ II; 300–100), D (LTZ III; 100–0) – рим. им­пор­та в оп­пи­дах. Франц. учё­ный Ж. Де­ше­лет (1908–1914, 1927) объ­е­ди­нил и до­пол­нил схе­мы Тиш­ле­ра и Рай­не­ке, вы­де­лив пе­рио­ды: I – ран­ний Л. (500–300), II – сред­ний Л. (300–100), III – позд­ний Л. (100–1). Я. Фи­лип (1956, 1961) свя­зал пе­рио­ди­за­цию Л. с ре­кон­ст­рук­ци­ей об­ществ.-по­ли­тич. ис­то­рии кель­тов; позд­нее под­вер­глась силь­ной ре­ви­зии пред­ло­жен­ная им ка­лен­дар­ная да­ти­ров­ка сту­пе­ней и ря­да па­мят­ни­ков. В ос­но­ве совр. хро­но­ло­гии Л. ле­жит схе­ма Рай­не­ке, ко­то­рая бы­ла до­пол­не­на и уточ­не­на К. Год­лов­ским (1977), нем. ис­сле­до­ва­те­лем Х. По­лен­цом (1971, 1972, 1982), рум. учё­ным В. Кру­той (1971, 1978, 1979), чеш. ис­сле­до­ва­те­лем Й. Буй­ной (1982), при­об­ре­тя наи­бо­лее за­кон­чен­ный вид в ра­бо­тах рос. учё­ных М. Б. Щу­ки­на (1989, 1991, 1994, 1998) и В. Е. Ерё­мен­ко (1990, 1992, 1998).

ЛТ А [под­раз­де­ля­ет­ся на ЛТ А1 (500–450) и ЛТ А2 (450–390)] – вре­мя воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия ран­не­ла­тен­ско­го ху­дож. сти­ля; ха­рак­тер­ны так­же ажур­ные по­яс­ные крюч­ки, фи­бу­лы ти­па Мар­ца­бот­то. Наи­бо­лее ран­ние па­мят­ни­ки куль­ту­ры Л. кон­цен­три­ру­ют­ся в вер­ховь­ях рек Ду­най (до вос­то­ка совр. Ав­ст­рии), Рейн, Ро­на, Се­на; на про­тя­же­нии ЛТ А куль­ту­ра Л. рас­про­стра­ни­лась на тер­ри­то­рии боль­шей час­ти совр. Фран­ции и Швей­ца­рии, Юж. Гер­ма­нии, дос­тиг­нув Че­хии на вос­то­ке. Вы­де­ля­ют­ся бо­га­тые «кня­же­ские» кур­га­ны и ук­ре­п­лён­ные усадь­бы, про­дол­жаю­щие тра­ди­ции Галь­шта­та.

ЛТ B1 (на­ча­ло соб­ст­вен­но «ран­не­ла­тен­ско­го» вре­ме­ни и го­ри­зон­та Дух­цов – Мюн­зин­ген; 390/380–340/320) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ст­вом сти­лей «Валь­даль­гес­хайм» и «дис­не­ев­ско­го»; ти­пич­ны дух­цов­ские (с ша­ри­ком на нож­ке) и мюн­зин­ген­ские (с коль­цом или дис­ком) фи­бу­лы, ино­гда ук­ра­шен­ные ко­рал­ла­ми; ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся «руб­ча­тый» или «гу­се­нич­ный» стиль от­дел­ки брас­ле­тов, гри­вен, фи­бул, ши­ро­кие лис­то­вид­ные на­ко­неч­ни­ки ко­пий, длин­ные ме­чи, ук­ра­шен­ные по лез­вию (на­ча­ло сти­ля «кра­си­вых ме­чей»), про­дол­го­ва­тые ум­бо­ны щи­тов.

В ЛТ В (ко­нец го­ри­зон­та Дух­цов – Мюн­зин­ген в 290–280) про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие пред­ше­ст­вую­щих тра­ди­ций. Фи­бу­лы ста­но­вят­ся ко­ро­че, по­яв­ля­ют­ся ар­ко­вид­ная фор­ма и неск. ша­ри­ков на нож­ке. По­ка­за­те­лен «пла­сти­че­ский» стиль ук­ра­ше­ний.

В це­лом ЛТ В – вре­мя «ис­то­ри­че­ской экс­пан­сии» кель­тов, рас­про­стра­нив­ших куль­ту­ру Л. в Сев. Ита­лии, на Ср. Ду­нае (в ЛТ В2 – до вос­то­ка Кар­пат­ской кот­ло­ви­ны и юга тер­ри­то­рии совр. Поль­ши). Куль­ту­ра Л. ох­ва­ты­ва­ет и зна­чит. часть Пи­ре­ней­ско­го п-ова, по­яв­ля­ет­ся на Бри­тан­ских о-вах. Об­лик об­шир­ных грун­то­вых мо­гиль­ни­ков с тру­по­по­ло­же­ния­ми оп­ре­де­ля­ют муж­ские по­гре­бе­ния с ору­жи­ем, что от­ра­жа­ет но­вую об­ществ. и во­ен. си­лу кель­тов – опол­че­ние, сме­нив­шее дру­жи­ны ари­сто­кра­тии.

ЛТ В2b (час­тич­но син­хро­нен пе­рио­дам В21 и С) – фи­бу­лы дух­цов­ской кон­ст­рук­ции име­ют боль­шой ша­рик на нож­ке и ут­ра­чи­ва­ют руб­ча­тое оформ­ле­ние спин­ки; по­яв­ля­ют­ся «пау­ко­вид­ные» фи­бу­лы с рас­ши­рен­ной оваль­ной спин­кой и эк­зем­п­ля­ры, у ко­то­рых нож­ка при­кре­п­ле­на к спин­ке; ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся по­лые брас­ле­ты и грив­ны, свёр­ну­тые из ме­тал­лич. лис­та, ук­ра­шен­ные ор­на­мен­том из ро­зе­ток или руб­чи­ков.

ЛТ B2/C1 ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­яв­ле­ни­ем фи­бул сред­не­ла­тен­ской кон­ст­рук­ции (с нож­кой, ко­нец ко­то­рой при­кре­п­лён к спин­ке), фи­бул с ло­жеч­ко­вид­ной спин­кой и фаль­ши­вой пру­жин­кой на кон­це нож­ки, брас­ле­тов из са­про­пе­ли­та или по­лых по­лу­сфер, ви­тых поя­сов-це­пей, ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем «пла­сти­че­ско­го» ор­на­мен­та.

В ЛТ С (на­ча­ло сред­не­го Л., позд­ней­шая из ден­д­ро­дат – 229; см. в ст. Ден­д­ро­хро­но­ло­гия) на­чи­на­ет­ся гос­под­ство фи­бул сред­не­ла­тен­ской кон­ст­рук­ции. Ук­ра­ше­ния в «пла­сти­че­ском» сти­ле уже не ха­рак­тер­ны. Син­хро­ни­зи­ру­ет­ся с на­ча­лом пе­рио­да «ср.-ев­роп. кон­со­ли­да­ции» кель­тов по Я. Фи­ли­пу, то­гда же кель­ты на­чи­на­ют те­рять гла­вен­ст­во на се­ве­ре Ита­лии, но про­яв­ля­ют во­ен.-по­ли­тич. ак­тив­ность на Бал­ка­нах.

ЛТ С1b (наи­бо­лее ран­няя ден­д­ро­да­та – 208) – у фи­бул ша­ри­ком или дис­ком на­чи­на­ют ук­ра­шать не толь­ко нож­ку, но и ме­сто её со­еди­не­ния со спин­кой; брас­ле­ты де­ла­ют из стек­ла, слож­но­про­фи­ли­ро­ван­ны­ми; по­яв­ля­ют­ся бо­лее уз­кие, ино­гда ром­би­че­ские, на­ко­неч­ни­ки ко­пий, под­пря­мо­уголь­ные ум­бо­ны, про­во­лоч­ные фи­бу­лы с дву­мя вось­мёр­ко­вид­ны­ми пет­ля­ми на спин­ке, а так­же копь­е­вид­ные и ва­ри­ан­та А по клас­си­фи­ка­ции Ю. Ко­ст­шев­ско­го. Для это­го вре­ме­ни фик­си­ру­ет­ся вол­на ла­тен­ских влия­ний на ряд куль­тур, рас­по­ло­жен­ных се­ве­ро-вос­точ­нее кель­тов; в рам­ках этих куль­тур про­ис­хо­дит ряд ми­гра­ций и др. про­цес­сов, при­вед­ших к оформ­ле­нию це­пи «ла­те­ни­зи­ро­ван­ных куль­тур» (пше­вор­ская куль­ту­ра, ок­сыв­ская куль­ту­ра, за­ру­би­нец­кая куль­ту­ра, поя­неш­ти-лу­ка­шев­ская куль­ту­ра).

В ЛТ С2 (ок. 180/160–120) фи­бу­лы ут­ра­чи­ва­ют «рас­чле­нён­ность», вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся ва­ри­ан­ты В и С по Ю. Ко­ст­шев­ско­му, по­ка­за­тель­ны ти­пы Мёч­виль и Ор­на­вас­со, ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны про­во­лоч­ные с дву­мя вось­мёр­ко­вид­ны­ми пет­ля­ми на спин­ке; стек­лян­ные брас­ле­ты ста­но­вят­ся не­ор­на­мен­ти­ро­ван­ны­ми или с «вол­ни­стым» ор­на­мен­том; по­яв­ля­ет­ся ке­ра­ми­ка с при­ме­сью гра­фи­та, с вер­ти­каль­ны­ми рас­чё­са­ми (бы­то­ва­ла до кон­ца пе­рио­да Л.). К кон­цу сред­не­го Л. ис­че­за­ет стиль «кра­си­вых ме­чей», пре­кра­ща­ет­ся функ­цио­ни­ро­ва­ние об­шир­ных клад­бищ (в Центр. Ев­ро­пе по­яв­ля­ют­ся квад­рат­ные в пла­не рвы, за­пол­нен­ные ос­тат­ка­ми тру­по­сож­же­ний), на­чи­на­ет­ся строи­тель­ст­во оп­пи­дов.

Керамические сосуды. 1 в. до н. э. Исторический музей (Базель).

В ЛТ D1 (на­ча­ло позд­не­го Л., древ­ней­шие ден­д­ро­да­ты ме­ж­ду 120 и 116, фи­нал ок. 60) по­яв­ля­ют­ся фи­бу­лы ва­ри­ан­тов D/E и G/H по Ю. Ко­ст­шев­ско­му, «ко­лен­ча­тые» – ва­ри­ан­тов F, K и L (позд­нела­тен­ской «рам­ча­той» кон­ст­рук­ции); все они еди­нич­ны на кельт. па­мят­ни­ках, где рас­про­стра­не­ны нау­хайм­ские фи­бу­лы с тре­уголь­ной спин­кой и ло­жеч­ко­вид­ные ва­ри­ан­та J по Ко­ст­шев­ско­му. На ме­чах по­яв­ля­ют­ся пря­мые гар­ды, рас­про­стра­ня­ют­ся круг­лые ум­бо­ны щи­тов, шпо­ры, рас­пис­ная ке­ра­ми­ка, на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать­ся, на­ря­ду с др. ти­па­ми, кельт. мо­не­ты в ви­де пло­шек и «ра­дуж­ных ра­ку­шек». Фи­нал пе­рио­да при­хо­дит­ся на вре­мя по­тря­се­ний, ко­то­рые ис­пы­та­ли кель­ты в хо­де экс­пан­сии да­ков Бу­ре­би­сты, све­вов и др. пле­мён, воз­глав­ляе­мых Арио­ви­стом, в ре­зуль­та­те войн Юлия Це­за­ря.

Для ЛТ D2 (ко­нец син­хро­ни­зи­ру­ет­ся с рим. ок­ку­па­ци­ей Ре­ции и Но­ри­ка в 15 до н. э.) ха­рак­тер­ны фи­бу­лы ва­ри­ан­тов М, N и О по Ю. Ко­ст­шев­ско­му, «фи­бу­лы бой­ев». По Я. Фи­ли­пу это – пе­ри­од «упад­ка оп­пи­дов», ко­гда б. ч. их по­гиб­ла или бы­ла ос­тав­ле­на, пе­ри­од на­ча­ла син­те­за ла­тен­ских и про­винц. рим. тра­ди­ций (на ря­де па­мят­ни­ков к се­ве­ру от Альп это вре­мя от­но­сят к рим. сту­пе­ни А1).

ЛТ D3 име­ет ло­каль­ное зна­че­ние, пре­ры­ва­ет­ся ок. 6–15 н. э., ко­гда по­сле подав­ле­ния Ри­мом пан­нон­ско-дал­ма­тин­ско­го вос­ста­ния на­чи­на­ет­ся уси­лен­ная ко­ло­ни­за­ция при­сое­ди­нён­ных зе­мель. За­клю­че­ние мир­но­го до­го­во­ра с Ма­ро­бо­дом от­кры­ло пу­ти для ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния рим. влия­ния к се­ве­ру от Ду­ная и вос­то­ку от Эль­бы. Пе­ри­од Л. сме­ня­ет­ся в ис­то­рии зна­чит. час­ти Ев­ро­пы пе­рио­дом «рим. влия­ний» («рим­ским», «рим. им­пе­ра­тор­ским» – rö­mi­sche Kais­erzeit).

Лит.: Vouga P. La Tène. Lpz., 1923; Eg­gers H. J. Einführung in die Vorgeschichte. Münch., 1959; Фи­лип Я. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция и ее на­сле­дие. Пра­га, 1961; Filip J. En­zyk­lo­pädi­sches Hand­buch zur Ur- und Früh­geschichte Eu­ropas. Stuttg., 1969. Bd 2; Мон­гайт А. Л. Ар­хео­ло­гия За­пад­ной Ев­ро­пы. Брон­зо­вый и же­лез­ный ве­ка. М., 1974; Godłowski K. Ar­che­olo­gia pier­wotna i wczesnośredniowieczna. Kraków, 1977; Haff­ner A. Zur ab­so­luten Chro­nolo­gie der Mit­tel­latènezeit // Archäolo­gische Kor­re­spon­den­zblatt. 1979. Bd 9. H. 4; Bu­jna J. Spiege­lung der Soz­ial­struk­tur auf Latènezeit­lichen Gräbеrfеlder im Kar­paten­becken // Pa­mátky ar­che­ologické. 1982. T. 73. № 2; Šču­kin M. В., Ere­menko W. E. Die keltischen Al­ter­tümer in Tran­skar­paten Ge­biet der Ukraine und einige Prob­leme der Latène Chro­nolo­gie // Acta archaeologica carpathica. 1991. Vol. 30; Щу­кин М. Б. На ру­бе­же эр. СПб., 1994; Ере­мен­ко В. Е., Щу­кин М. Б. К во­про­су о хро­но­ло­гии вос­точ­но­го ла­те­на и позд­не­го пред­рим­ско­го вре­ме­ни // Ар­хео­ло­ги­че­ский сбор­ник. 1998. Вып. 33.

Вернуться к началу