ОКСЫ́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКСЫ́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (польск. kultura oksywska), археологич. культура 2 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. на территории Польского Поморья и Нижнего Повисленья. Ранее рассматривалась как группа в рамках культуры ямных погребений (др. назв. – венедская культура). Назв. «О. к.» (по могильнику на территории дер. Оксыве, ныне в черте г. Гдыня Поморского воеводства; Польша) распространено с 1970-х гг., после публикаций К. Годловского, И. Веловейского и др. Начиная с Ю. Костшевского в О. к. и др. синхронных культурах Висло- Одерского региона (т. н. позднего предримского периода) выделяют 3 фазы (иногда с подфазами): А1 (кон. 3 или нач. 2 вв. – нач. 2-й пол. 2 в. до н. э.), А2 (2-я пол. 2 в. – 1-я пол. 1 в. до н. э.), А3 (сер. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э.). Различают локальные группы: в низовьях Вислы и прилегающем Поморье, на территории части Куявско-Поморского воеводства (иногда ранние памятники рассматривают в контексте пшеворской культуры), в Ср. Поморье (занято О. к. после периода запустения), в Зап. Поморье (с фазы А3 сменила памятники нижнеодерской группы ясторфской культуры).
Осн. характеристики О. к. базируются на материалах могильников. Они грунтовые, нередко сохраняется обозначение могил надгробными камнями или стелами. Трупосожжения «на стороне»; останки кремации хоронили в ямках (такие погребения особенно преобладают к концу О. к.; в осн. с ними связаны фибулы центр.-европ. типов, нередко по 2–3, поясные крючки, др. детали убора, пряслица) или помещали в керамич. урну (с ними связана б. ч. находок вооружения, в осн. ритуально испорченного), иногда прослеживаются следы ёмкостей из органич. материалов. Бывают двойные погребения, в некоторых отмечены и кости животных (в т. ч. собака, свинья). Керамич. посуда в осн. имеет тщательно заглаженную или специально ошершавленную («хроповатую») поверхность; преобладают яйце- и грушевидные, биконич. горшки, чаще с выпуклой верхней частью, утолщёнными, подгранёнными изнутри, венчиками; миски, в осн. открытых форм; горшковидные кружки; миниатюрные сосуды. В верхней части корпуса часто имеются рельефные выступы, валики, окружности, спирали, небольшие ушки. Вазы с х-видными ручками орнаментированы по плечику фризом с прочерченными геометрич. узорами в виде меандров, ромбов, треугольников, крестов, свастик и т. п. Уникален сосуд из погребения в Голенбиево Вельке с рельефными изображениями животных (бык, олень), меандровыми и др. геометрич. композициями. Есть импортные италийские бронзовые сосуды. Оружие представлено наконечниками копий и дротиков, одно- и двулезвийными мечами, умбонами щитов и др. На селищах О. к. изучались дома столбовой конструкции, хозяйств. сооружения; известны и полуземлянки, постройки типа шалашей. Высокоразвитая металлургия железа базировалась гл. обр. на местном, а также на привозном (возможно, связанным со Свентокшиским металлургич. центром пшеворской культуры) сырье. В основе хозяйства – земледелие и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свинья).
Формирование О. к. соотносится с перестройкой обществ. отношений (милитаризация и др.), сопровождавшейся миграциями, что связано с процессами латенизации (см. в ст. Латен) при участии субстрата – сев. групп поморской культуры. Связи О. к. с ясторфской и пшеворской культурами, по-видимому, инспирировавшие латенизацию региона, сохранялись и позднее, отмечены и контакты с Юж. Скандинавией. В 1920 – 1960-е гг. в польской науке О. к. рассматривали как археологич. эквивалент группы венедов в рамках теории Висло-Одерской прародины славян. Ряд исследователей, в осн. немецких (первоначально и Ю. Костшевский), связывали О. к. с бургундами или др. герм. группами. Возможно, носители О. к. принадлежали к особой группе индоевропейцев, чей язык не зафиксирован в источниках. О. к. явилась субстратом в формировании вельбарской культуры.