ИНДОЕВРОПЕ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДОЕВРОПЕ́ЙЦЫ, древняя этнич. общность, носители индоевропейского праязыка, предка индоевропейских языков. Время и ареал существования И. составляет одну из важнейших проблем индоевропеистики. По совр. представлениям, распад индоевропейской общности произошёл не позднее 4-го тыс. до н. э. Вопрос о месте обитания И. может быть решён на основе лингвистич. реконструкций с привлечением данных археологии. На прародине И. были, несомненно, распространены волк (рус. волк, тохарское Б walkwe и др.) и медведь [греч. ἄρϰτος, хеттское hart(ag)ga- и др.], вероятно, лосось (рус. лосось, тохарское Б laks – рыба и др.), росли ель или пихта (древневерхненемецкое tanna, хеттское tanau), боярышник [др.-ирл. aide – боярышник (род. п.), хеттское hat(t)-alkísnas – колючий кустарник], возможно, также клён (лат. acer, хеттское hikkar-). Из-за недостаточности надёжных данных такого рода существует множество гипотез о возможной прародине индоевропейцев. Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов помещают первичную прародину И. в Малой Азии – историч. ареале хетто-лувийских языков. По мнению И. М. Дьяконова, О. Н. Трубачёва, рос. филолога Л. А. Гиндина, прародину И. следует искать на севере Балканского п-ова; нем. исследователь В. П. Шмидт и польск. учёный В. Маньчак помещают её в бассейне Вислы; с точки зрения рос. археологов Е. Н. Черных и Н. Я. Мерперта, она находилась в Циркумпонтийской зоне, по мнению амер. археолога М. Гимбутас, – в Волго-Каспийском регионе. Другие сторонники европ. происхождения И. помещают их прародину на юге Вост. Европы и Зауралья и связывают её с археологич. культурами оседлых земледельцев (гумельницкая культура, трипольская культура и др.) и подвижных скотоводов (хвалынско-среднестоговская культура, новоданиловская культура); с последними и их наследниками – первыми строителями курганов бронзового века (4–3-е тыс.: ямная культура на юге Вост. Европы, кеми-обинская культура в Крыму, возможно, новосвободненская культура и майкопская культура на Сев. Кавказе, а также Марткопи-Бедени в Закавказье и др.) – предположительно отождествляют предков ариев. С расселением И. из этого очага соотносят культуры евразийского степного пояса 2-го тыс. (абашевская культура, синташтинская культура, срубная культура, андроновская культура) и сформировавшиеся на их основе культуры финала бронзового века (валиковой керамики культура). В это же время следы И. обнаруживают к югу от Кавказа (имена на близком к праиндоиранскому языке в клинописных документах Митанни, 14 в. до н. э.); им приписывают некоторые культуры 2–1-го тыс. до н. э. Сев. Ирана и Бактрийско-Маргианского региона. С зап. группами И. связаны шнуровой керамики культуры [фатьяновская культура, балановская культура, среднеднепровская культура, унетицкая культура, саксоно-тюрингская культура, Злота, боевых (ладьевидных) топоров культура и др.].
О прародине поздних И. – после отделения хетто-лувийской и, возможно, тохарской ветвей – данных значительно больше. Для неё были характерны леса: восстанавливаются названия для берёзы (литов. béržas, др.-инд. bhu̅rjá- и др.) и, возможно, дуба (лат. quercus – дуб, панджабское parg ̅ai – каменный дуб и др.). Вероятно, местом обитания И. был регион одомашнивания лошади [лат. equus, иероглифич. лувийское azu(wa)] – по-видимому, юж.-рус. степи; на это указывает также предположительно индоевропейское происхождение назв. лошади в некоторых древних языках Ближнего Востока, что позволяет реконструировать приход И. с лошадьми на Передний Восток.
Реконструируемая культура И. типична для позднего неолита, энеолита, раннего и среднего бронзового века: И. сеяли [рус. сеять, хеттское s ̅a(i) и др.] ячмень (древневерхненемецкое gersta, греч. гомер. ϰρῑθή и др.) и пшеницу (авестийское gantuma-, хеттское kant- и др.), обрабатывали землю спец. орудием (др.-прус. aketes – борона, хеттское akkala – борозда), убирали урожай при помощи серпа (рус. серп, хеттское GISsarpa- и др.), помимо лошадей разводили коров (англ. cow, иероглифич. лувийское wawi- и др.), овец (лат. ovis, тохарское Б a̅uw и др.), свиней (лат. s ̅us, тохарское Б suwo и др.), собак [греч. ϰύων , иероглифич. лувийское zú/sù-wa/i-ni- и др.], ездили на колёсных повозках (англ. wheel – колесо, тохарское Б kokale – повозка и др.), знали ткачество (древневерхненемецкое weban, тохарское Б wa̅p- и др.), использовали овечью шерсть (лат. la̅na, хеттское hulana- и др.). У них были топоры (др.-англ. adesa, хеттское ates- и др.) и мечи (лат. e̅nsis, др.-инд. así- и др.), у поздних И. – плуг (др.-рус. орало, лат. ara̅trum и др.), лодки или корабли (греч. ναῦς, др.-инд. na̅u- и др.) с вёслами (литов. rklas, др.-инд. arítra- и др.), они освоили металл (др.-инд. ́ayas- – медь, железо, лат. aes – медь и др.). Ведя подвижный образ жизни, они имели и постоянные поселения с насыпными и, возможно, плетёными стенами. О разветвлённых родственных связях свидетельствует разработанная терминология родства (напр., термины, различающие дядей по отцу и матери: слав. стрый и уй, лат. patruus и avunculus). Существовали вожди (др.-инд. ra̅j, лат. re̅x, др.-ирл. ri и др.). Согласно гипотезе Ж. Дюмезиля, общество И. делилось на сословия жрецов, воинов и земледельцев. Гл. божеством был бог неба и света *di¯on_and_acute;eus (букв. – светлый, сияющий; др.-инд. dyáus-, греч. Ζεύς, лат. Iup-piter; нередко считается, что от его имени происходит общий термин со значением «бог»: др.-инд. devá-, лат. deus, литов. diẽvas). Важную роль играл также бог грома (литов. Perk¯on_and_acute;u- nas, слав. Перун, фракийское Πέρϰον, др.-исл. Fjọrgynn – мать бога грома Тора), чей культ был связан с дубом (лат. quercus; в литов. мифологии – дерево Перкунаса). Особую роль в индоевропейской религии играл культ лошади, тесно связанный с близнечным культом (инд. Ашвины, греч. Диоскуры). Заметны также следы культа волка (в иран., итал. и герм. традициях – родоначальника племени). Восстанавливаются (преим. на индоиранском и греч. материале) ок. 200 индоевропейских устойчивых поэтич. формул; существуют попытки (А. Мейе, К. Уоткинс, Г. Надь) найти и стихотв. метры индоевропейского стиха (предположительно силлабический восьмисложник).