Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕМИ́-ОБИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Гей

КЕМИ́-ОБИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА, груп­па ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка (в рам­ках 3-го тыс. до н. э.) в степ­ной и пред­гор­ной по­ло­се Кры­ма. Вы­де­ле­на А. А. Ще­пин­ским по­сле рас­ко­пок в 1957 кур­га­на Ке­ми-Оба (близ г. Сим­фе­ро­поль) как ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра в Сев. При­чер­но­мо­рье (от Та­ман­ско­го п-ова до Юж. Бу­га). Др. спе­циа­ли­сты от­но­сят к К.-о. к. па­мят­ни­ки Кры­ма и Ниж­не­го По­днеп­ро­вья. В совр. ис­сле­до­ва­ни­ях вы­де­ле­ние осо­бой К.-о. к. по­став­ле­но под со­мне­ние, её наи­бо­лее яр­кие па­мят­ни­ки ар­гу­мен­ти­ро­ван­но рас­смат­ри­ва­ют как за­хо­ро­не­ния эли­ты (во­ж­дей, жре­цов, ста­рей­шин) пле­мён ям­ной куль­ту­ры (общ­но­сти) на тер­ри­то­ри­ях, где имел­ся ма­те­ри­ал для строи­тель­ст­ва ка­мен­ных по­гре­баль­ных со­ору­же­ний. Хро­но­ло­гия К.-о. к. раз­ра­бо­та­на не­дос­та­точ­но и тре­бу­ет уточ­не­ния. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ли, что К.-о. к. сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве куль­тур эне­о­ли­та При­чер­но­мо­рья и При­азо­вья (ниж­не­ми­хай­лов­ская, сред­не­сто­гов­ская куль­ту­ра) под влия­ни­ем кав­каз­ских куль­тур (май­коп­ская куль­ту­ра); дру­гие – свя­зы­ва­ли с про­ник­но­ве­ни­ем в Крым с Сев. Кав­ка­за групп но­си­те­лей доль­мен­ной куль­ту­ры. Рас­смот­ре­ние К.-о. к. в рам­ках ям­ной и др. куль­тур да­ёт про­бле­ме её про­ис­хо­ж­де­ния и на­сле­дия иное со­дер­жа­ние и свя­за­но с изу­че­ни­ем ука­зан­ных общ­но­стей.

Кеми-обинская культура. Роспись каменного ящика из Степного Крыма (по А. А. Щепинскому).

Кур­га­ны с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем кам­ня при уст­рой­ст­ве на­сы­пей: для об­кла­док, кре­пид, кром­ле­хов и т. д. За­хо­ро­не­ния (есть кол­лек­тив­ные, до 30 чел.) в ямах или ка­мен­ных (ино­гда де­ре­вян­ных) ящи­ках, стен­ки и кры­ша ко­то­рых сло­же­ны из пло­ских плит, дно за­сы­па­но галь­кой или ра­ко­ви­на­ми; внутр. по­верх­ность стен час­то по­кры­ва­лась рос­пи­сью крас­ной и чёр­ной крас­ка­ми, из­ред­ка – гра­ви­ров­кой (ко­сые и зиг­за­го­об­раз­ные ли­нии, ко­сые кре­сты, тре­уголь­ни­ки, «ёло­ч­ки» и т. п.). По­гре­бён­ные скор­че­ны на спи­не или пра­вом бо­ку, ок­ра­ше­ны ох­рой; из­вест­ны ос­тат­ки де­рев. по­во­зок. С К.-о. к. свя­зы­ва­ют не­ко­то­рые сти­ли­зо­ван­ные ка­мен­ные ба­бы. Ке­ра­ми­ка леп­ная, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тон­ко­стен­но­стью, хо­ро­шим об­жи­гом, се­рым, тём­ным, ко­рич­не­вым ло­ще­ни­ем, от­сут­ст­ви­ем или бед­но­стью ор­на­мен­та­ции. Брон­зо­вые то­по­ры, до­ло­та, ши­лья, но­жи, ви­соч­ные коль­ца, кос­тя­ные бу­лав­ки, ка­мен­ные шли­фо­ван­ные то­по­ры, мик­ро­ли­ты от­но­сят­ся к ти­пам, обыч­ным для др. куль­тур брон­зо­во­го ве­ка Сев. Кав­ка­за и При­чер­но­мо­рья. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва на­се­ле­ния: степ­ных и пред­гор­ных рай­онов – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во; мор. по­бе­ре­жья – сбор мо­ре­про­дук­тов, ры­бо­лов­ст­во, мор. про­мы­сел. О ме­тал­ло­об­ра­бот­ке сви­де­тель­ст­ву­ет по­гре­бе­ние в «Зо­ло­том кур­га­не» близ Сим­фе­ро­по­ля, со­про­во­ж­дав­шее­ся склад­ны­ми гли­ня­ны­ми фор­ма­ми для от­лив­ки то­по­ров.

Лит.: Ще­пин­ский А. А. Куль­ту­ры эне­о­ли­та и брон­зы в Кры­му // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1966. № 2; Ар­хео­ло­гия Ук­ра­ин­ской ССР. К., 1985. Т. 1.

Вернуться к началу