МАЙКО́ПСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙКО́ПСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура раннего бронзового века (нач. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э.) на территории равнин и предгорий зап. и центр. части Сев. Кавказа и Предкавказья. Занимает бассейны Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Ср. Терека, прилегающие районы Черноморского побережья (от Тамани до совр. г. Новороссийск) и степей совр. Ставропольского края (единичные памятники известны до Нижнего Дона и совр. Калмыкии – т. н. степной Майкоп); отд. находки – от Сев. Причерноморья до Каспийского моря. На северо-востоке ареал М. к. пересекается с зоной энеолитических степных культурных групп, близких к раннему этапу ямной культуры, на юго-востоке – с куро-араксской культурой, известны и смешанные памятники (напр., Луговой). Названа по Майкопскому кургану. Памятники изучались с 1869, их общность выделялась с кон. 19 – нач. 20 вв. как «кубанский р-н окрашенных костяков» А. А. Спицыным, «кавказское культурное течение» В. А. Городцовым, «большие кубанские курганы» А. М. Тальгреном, «раннекубанская группа» А. В. Шмидтом, «вторая стадия» древних культур Кавказа А. А. Миллером, «раннекубанская группа» А. А. Иессеном. Совр. термин встречается в записях Спицына с 1920-х гг., получил распространение с 1950-х гг., после публикаций Е. И. Крупнова; некоторыми исследователями употребляется также термин «майкопско-новосвободненская общность». Начиная с работ Иессена (1950) различают 2 этапа: майкопский и новосвободненский. В ряде исследований их рассматривают как связанные генетически и выделяют переходные комплексы, в некоторых – как культуры, соотносимые с разл. истоками. Выделяемые локальные варианты, напр. галюгаевско-серёгинский, псекупский, долинский, новосвободненский (С. Н. Кореневский), пока не общепризнаны.
Наиболее изучены погребения, почти все – подкурганные, нередко с кромлехами; скорченные на боку, в т. ч. посыпанные охрой, головой чаще ориентированы на юж. сектор. Ранние насыпи земляные, для поздних показательны каменные наброски и др. конструкции, есть дольмены, каменные ящики и др. Камеры 4-угольные, в т. ч. с каменной, реже с дерев. обкладкой стен (известны красно-чёрные росписи по белому фону: схематичные изображения людей и др.); на полу иногда подстилка, в поздних погребениях часто каменная вымостка, в т. ч. ограждённая, на древней поверхности. Поселения площадью в осн. 1–2 га, как правило на речных террасах. А. А. Формозов, А. Д. Столяр и др. относили к М. к. группу укреплённых (в т. ч. каменными стенами) поселений Центр. и Зап. Кавказа, которые ныне рассматривают в рамках культуры жемчужно-накольчатой керамики. Дома прямоугольные, наземные, каркасно-глинобитные; известны глинобитные полы, очаги. Наличие округлых построек (в вост. районах) объясняют инокультурными влияниями; на территории Кабардино-Балкарии зафиксированы длинные, углублённые до 1,4 м сооружения. Есть хозяйств. ямы.
Керамика из хорошо отмученного теста, в т. ч. ангобированная, лощёная, в осн. неорнаментированная; ряд сосудов сделаны на гончарном круге (древнейшем на Кавказе). Для раннего этапа показательны горшки шаровидной формы с резко отогнутым венчиком; керамика поселений разнообразнее, но хуже изучена. На новосвободненском этапе представлены темнолощёные сосуды с узким горлом и зауженным плоским дном, миски, как правило, с загнутым внутрь краем, кубки и др.; чаще встречаются ручки-ушки, орнамент («жемчужный», врезной и др.). На фоне синхронных культур Вост. Европы особенно многочисленны и разнообразны изделия из бронзы (мышьяковой и никелевой), гл. обр. местных форм: сосуды (преим. котлы); разнообразные топоры, мотыги, кинжалы, ножи; 4-гранные шилья, долота с желобчатым лезвием; есть наконечники копий, меч и др. Специфичны втульчатые двузубые, иногда однозубые «вилы-крючки»; согнутые (образуют петлю посередине) дроты, изредка с округлыми концами (ныне определяют как древнейшие псалии для запряжки быков). Представлены золотые и серебряные сосуды, фигурки, височные кольца, булавки, ленты, бусы, накладки, пластинки и др. Из камня делались зернотёрки, песты, вкладыши серпов, топоры, тесло- и долотовидные орудия, наконечники стрел; точила и инструменты, связанные с металлообработкой; найдены ножи, навершия булав, сосуды; фигурка животного и цилиндрич. печати с Ближнего Востока; среди украшений – браслеты, подвески, бусы (в осн. сердолик, есть лазурит). Из кости и рога: долотца, рыболовные крючки, наконечники стрел (есть с золотой обкладкой), подвески и бусы, молоток с отверстием и др. В основе хозяйства – скотоводство (преим. крупный и мелкий рогатый скот) и земледелие.
Несомненна связь М. к. с культурами Ближнего Востока – от Сев. Месопотамии до Вост. Анатолии (в т. ч. традиции, близкие культурам Убейд и Урук). Конкретное участие в формировании М. к. предшествующего населения Сев. Кавказа почти не изучено. Механизмы формирования и распространения новой культуры, как и судьбы её носителей, дискуссионны. В сменившей М. к. общности северокавказской культуры прослеживают лишь отд. элементы, связываемые с майкопской культурой.