ДОЛЬМЕ́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОЛЬМЕ́Н (франц. dolmen, букв. – стол из камня, от бретонского taol или to̅l – стол и maen или me̅n – камень), погребальное сооружение из крупных каменных плит и блоков, иногда с изображениями, перекрытое плитами; вид мегалитов. Термин появился во франц. археологии в нач. 19 в.; образован из корней, взятых из кельт. языков, поскольку Д. связывали с кельтами. Известны в Перу и Боливии, Японии, Корее, Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Турции, Болгарии, Сев. Африке, на островах Сардиния, Корсика, в Испании, Португалии, Франции, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Германии, Дании, Норвегии, Швеции. В России – на обоих склонах Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа: в Краснодарском крае и Адыгее, отд. местонахождения – в Карачаево-Черкесии (бассейн р. Кяфар) и Кисловодской котловине. В Абхазии – от бассейна р. Кодори и севернее. Между Д. разл. регионов есть существенные различия, что не позволяет рассматривать их как единое культурное явление. Датировка часто затруднена использованием Д. для подзахоронений или отсутствием находок. Д. Ближнего Востока относят к энеолиту и бронзовому веку, Зап. Средиземноморья, Зап. и Сев. Европы – от неолита до бронзового века, во Фракии их датируют 2–1-м тыс. до н. э., в Юж. Индии – кон. 2-го – сер. 1-го тыс. до н. э., на Дальнем Востоке – 1-м тыс. до н. э. – сер. 1-го тыс. н. э.
Дольмены Зап. Кавказа (изучались с 19 в.) датируются нач. 3-го – сер. 2-го тыс. до н. э., связываются с дольменной культурой. Большинство исследователей появление Д. объясняют миграцией или влиянием из Средиземноморья (по В. И. Марковину – морская миграция с Пиренейского п-ова), но есть и гипотеза их местного происхождения (И. И. Цвинария). Среди Д. Кавказа выделяют плиточные (более 90%), составные (одна или неск. стен сложены из более мелких камней), корытообразные (выбитые в целом камне и перекрытые плитой), монолитные (выбитые в одном камне). Большинство имеет округлое отверстие в передней стенке, закрывающееся каменной пробкой. Среди плиточных есть Д. без отверстия, считающиеся наиболее ранними. Известны также корытообразные ложнопортальные Д. с имитацией отверстия и пробки на передней стенке. Есть Д. прямоугольные, трапециевидные, реже – многогранные, круглые в плане. В Д., как правило, погребалось неск. человек, иногда – до 30–40. Большинство Д. входило в погребально-культовые комплексы, включавшие поминальные дворики перед фасадом, перекрывающие их насыпи, кромлехи. Характерны группы из 3–10, но сохранились и из нескольких сотен Д. Ныне Д. – объекты поклонения некоторых сектантских групп (анастасиевцы, соляристы и др.).