Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́РИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 209

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Вигасин

А́РИИ, груп­па древ­них на­ро­дов, го­во­рив­ших на ин­дои­ран­ских язы­ках. Пра­ро­ди­на А. пред­по­ло­жи­тель­но ло­ка­ли­зу­ет­ся в рай­о­не ме­ж­ду ре­ка­ми Днестр и Урал (ям­ная куль­ту­ра). В про­цес­се рас­па­да ин­дои­ран­ской общ­но­сти про­ис­хо­ди­ли ми­гра­ции А. По пре­иму­ще­ст­ву ско­то­вод­че­ский быт пле­мён спо­соб­ст­во­вал их рас­се­ле­нию на об­шир­ных про­стран­ст­вах Ср. Вос­то­ка и Юж. Азии. В кли­но­пис­ных до­ку­мен­тах сер. 2-го тыс. до н. э. на Ближ­нем Вос­то­ке (Ми­тан­ни и Хетт­ское цар­ст­во) встре­ча­ет­ся арий­ская лек­си­ка (в ча­ст­но­сти, ко­не­вод­че­ская, а так­же име­на бо­гов, ца­рей и зна­ти). В кон. 2-го тыс. до н. э. иран. оно­ма­сти­ка за­сви­де­тель­ст­во­ва­на на тер­ри­то­рии к вос­то­ку от Ме­со­по­та­мии; позд­нее этот ре­ги­он по­лу­чил на­име­но­ва­ние Иран («стра­на А.», Ариа­на). Куль­ту­ра древ­ней­ших иран­цев из­вест­на гл. обр. по ре­лиг. тек­стам Аве­сты. У не­ко­то­рых иран. на­ро­дов сло­во «А.» ста­ло са­мо­на­зва­ни­ем (сар­ма­ты-ала­ны, осе­ти­ны-ал­лон и др.).

Дру­гая груп­па А. (т. н. ин­доа­рии) в посл. тре­ти 2-го тыс. до н. э. за­ня­ла Панд­жаб (Пенд­жаб). Рас­се­ле­ние А. шло вол­на­ми в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и не но­си­ло ха­рак­те­ра вне­зап­но­го и раз­ру­ши­тель­но­го за­вое­ва­ния. Ин­до­арии яви­лись соз­да­те­ля­ми Вед (по­это­му их на­зы­ва­ют так­же «ве­дий­ски­ми А.»). В ре­лиг. гим­нах Риг­ве­ды А., как но­си­те­ли свет­ло­го на­ча­ла, по­кло­няю­щие­ся сво­им бо­гам, про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся без­бож­ным «да­сью» (под по­след­ни­ми име­ют­ся в ви­ду как ре­аль­ные, так и ми­фич. про­тив­ни­ки А. и их бо­гов). В позд­не­ведий­ский пе­ри­од (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) язык и куль­ту­ра А. рас­про­стра­нились на всей тер­ри­то­рии Сев. Ин­дии, осн. часть ко­то­рой по­лу­чи­ла назв. Арь­я­вар­та. В про­цес­се ас­си­ми­ля­ции ме­ст­но­го на­се­ле­ния сло­жи­лась др.-инд. ци­ви­ли­за­ция, язы­ка­ми ко­то­рой бы­ли ин­доа­рий­ский сан­ск­рит и ме­ст­ные разг. диа­лек­ты – прак­ри­ты. Эта ци­ви­ли­за­ция, впи­тав­шая на­сле­дие доа­рий­ских на­ро­дов, во мно­гом от­ли­ча­лась от куль­ту­ры ве­дий­ских А. эпо­хи Риг­ве­ды. См. так­же Ин­доа­рий­ские на­ро­ды.

В позд­не­ве­дий­ское вре­мя тер­мин «А.» (санскр. «арья») при­об­рёл гл. обр. со­ци­аль­ный смысл – так име­но­ва­ли пол­но­прав­ных чле­нов об­ще­ст­ва, про­шед­ших це­ре­мо­нию по­свя­ще­ния и т. о. при­об­щён­ных к ве­дий­ско­му куль­ту (три выс­шие вар­ны др.-инд. об­ще­ст­ва). В позд­ней древ­но­сти к А. мог­ли при­чис­лять и всех лиц из «чис­тых» каст, про­ти­во­пос­тав­ляя их не­при­ка­сае­мым. В тех инд. ре­ли­ги­ях, для ко­то­рых кас­то­вые раз­ли­чия не бы­ли су­ще­ст­вен­ны, тер­мин «А.» имел зна­че­ние «бла­го­род­ный» в ду­хов­ном смыс­ле (ис­ти­ны, про­воз­гла­шён­ные Буд­дой, и т. д.).

Лит.: Кузь­ми­на Е. Е. От­ку­да при­шли ин­до­арии? М., 1994; The Indo-Ary­ans of an­cient South Asia: Lan­guage, ma­te­rial cul­ture and eth­nic­ity / Ed. by G. Er­dosy. B.; N. Y., 1995; Гран­тов­ский Э. А. Иран и иран­цы до Ахе­ме­ни­дов. М., 1998.

Вернуться к началу