А́РИИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́РИИ, группа древних народов, говоривших на индоиранских языках. Прародина А. предположительно локализуется в районе между реками Днестр и Урал (ямная культура). В процессе распада индоиранской общности происходили миграции А. По преимуществу скотоводческий быт племён способствовал их расселению на обширных пространствах Ср. Востока и Юж. Азии. В клинописных документах сер. 2-го тыс. до н. э. на Ближнем Востоке (Митанни и Хеттское царство) встречается арийская лексика (в частности, коневодческая, а также имена богов, царей и знати). В кон. 2-го тыс. до н. э. иран. ономастика засвидетельствована на территории к востоку от Месопотамии; позднее этот регион получил наименование Иран («страна А.», Ариана). Культура древнейших иранцев известна гл. обр. по религ. текстам Авесты. У некоторых иран. народов слово «А.» стало самоназванием (сарматы-аланы, осетины-аллон и др.).
Другая группа А. (т. н. индоарии) в посл. трети 2-го тыс. до н. э. заняла Панджаб (Пенджаб). Расселение А. шло волнами в течение длительного времени и не носило характера внезапного и разрушительного завоевания. Индоарии явились создателями Вед (поэтому их называют также «ведийскими А.»). В религ. гимнах Ригведы А., как носители светлого начала, поклоняющиеся своим богам, противопоставляются безбожным «дасью» (под последними имеются в виду как реальные, так и мифич. противники А. и их богов). В поздневедийский период (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) язык и культура А. распространились на всей территории Сев. Индии, осн. часть которой получила назв. Арьяварта. В процессе ассимиляции местного населения сложилась др.-инд. цивилизация, языками которой были индоарийский санскрит и местные разг. диалекты – пракриты. Эта цивилизация, впитавшая наследие доарийских народов, во многом отличалась от культуры ведийских А. эпохи Ригведы. См. также Индоарийские народы.
В поздневедийское время термин «А.» (санскр. «арья») приобрёл гл. обр. социальный смысл – так именовали полноправных членов общества, прошедших церемонию посвящения и т. о. приобщённых к ведийскому культу (три высшие варны др.-инд. общества). В поздней древности к А. могли причислять и всех лиц из «чистых» каст, противопоставляя их неприкасаемым. В тех инд. религиях, для которых кастовые различия не были существенны, термин «А.» имел значение «благородный» в духовном смысле (истины, провозглашённые Буддой, и т. д.).