ИНДОАРИ́ЙСКИЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДОАРИ́ЙСКИЕ НАРО́ДЫ, группа народов, говорящих на индоарийских языках. Составляют осн. население Юж. Азии: в Сев. и Центр. Индии – 74%, Пакистане – св. 80%, Бангладеш – св. 99% (в осн. бенгальцы), Непале – 80%, Шри-Ланке – 82% (сингалы). И. н. численно преобладают в составе выходцев из Юж. Азии в Великобритании (2,2 млн. чел. – оценка по переписи 2001), Канаде (до 2 млн. чел. – оценка по переписи 2005), США (до 2 млн. чел. – оценка по переписи 2001), Юж. Африке (до 2 млн. чел. – 2007, оценка), на о. Маврикий (до 1,5 млн. чел.), о-вах Фиджи (до 1 млн. чел.) и др.
В Индии И. н. насчитывают ок. 830 млн. чел., расселены в осн. на севере и в центре страны, составляя осн. население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, Бихар, Раджастхан, Пенджаб, Гуджарат, Махараштра, Ассам, Зап. Бенгалия, Орисса, Джамму и Кашмир и Нац. столичной территории Дели. В числе И. н. есть крупные консолидированные народы: хиндустанцы, маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы (майтхили, бходжпури, магадхи), раджастханцы, ассамцы, конкани, а также «зарегистрированные племена» (адиваси) и касты Сев. и Зап. Индии (бхилы, пахари, гуджары и др.). В Пакистане И. н. насчитывают св. 130 млн. чел. Осн. население составляют синдхи и пенджабцы (включая этнокастовые общности джатов, раджпутов, гуджаров), а также пахари, урдуязычные общности и др. И. н. Бангладеш (в осн. вост. бенгальцы, а также бихарцы, ория, хиндустанцы, переселившиеся из Индии по религ. мотивам, и их потомки) насчитывают св. 140 млн. чел. Вост. бенгальцы исповедуют ислам и этим отличаются от зап. бенгальцев Индии. Численность И. н. в Непале составляет св. 25 млн. чел. (осн. население – непали, носители индуистской культуры в противоположность тибетоязычным монголоидам-буддистам, а также тхару и выходцы из Индии – бихарцы, хиндустанцы, бенгальцы и др.). В Шри-Ланке И. н. насчитывают 14,7 млн. чел. (в осн. сингалы, индоарийские предки которых прибыли из Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Индии несколькими волнами, начиная с 1-го тыс. до н. э., и вступили в контакты с автохтонами острова веддами и переселившимися сюда дравидами).
И. н. сложились в результате контактов и взаимной ассимиляции между племенами ариев, переселившимися в Индостан в последней трети 2-го тыс. до н. э., и автохтонными народами Юж. Азии – племенами мунда, дравидами и тибето-бирманскими народами, переходившими на индоарийский яз., как язык основанной на индуизме культуры и государственности. Расселение И. н. в Юж. Азии прямо связано с границами инд. цивилизации (см. в ст. Индийцы). Расселение индоариев в Индостане было длительным и многоэтапным процессом. Их миграции трудно проследить археологически, поскольку они, будучи подвижными скотоводами, не производили собств. бытовой посуды, пользуясь керамикой местного населения. С «ведийскими индоариями» мн. археологи связывают серой расписной керамики культуру в сев. части долины Ганга. Др. волну арийской миграции на западе и юге Индостана представляют, возможно, памятники мегалитической культуры (наиболее ранние – 12 в. до н. э.), близкие к некоторым культурам Сев. Ирана. Носители мегалитической культуры со временем, по-видимому, утратили язык, растворившись среди дравидского населения. «Не-ведийские» индоарии обитали также в Пенджабе и на юге долины Ганга; именно в среде этих вост. ариев сформировались осн. не-ведийские религ. учения Древней Индии – буддизм и джайнизм. В раннеисторич. период формой правления у многих племён «не-ведийских» индоариев были «кшатрийские республики» или «олигархии», где власть принадлежала воинской знати (кшатриям), избиравшей царя-вождя (раджан) или осуществлявшей ротацию власти между избранными кланами, тогда как у «ведийских» индоариев нормой было наследственное правление царя, руководимого наследственным же родовым жрецом (пурохита). Со временем все «не-ведийские» племена (за исключением переселившихся на о. Шри-Ланка сингалов) оказались вовлечены в сферу влияния ведийско-индуистской культуры.
С 1980-х гг. среди части инд. учёных распространилась тенденция к отрицанию историчности арийской миграции и утверждению автохтонности индоариев в Индии, выражающаяся либо в неприятии всего сравнит. языкознания с его учением о языковых семьях как «колониалистской лженауки», либо в гипотезах о происхождении всех индоевропейских языков из Индии (вплоть до попыток реконструировать общий праязык для санскрита и дравидийских языков).