Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИБЕ́ТО-БИРМА́НСКИЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 119

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Тибето-бирманские народы. Женщина народа пао (северные карены). Национальная область Шан (Мьянма). Фото Jean-Marie Hullot / flickr.com

ТИБЕ́ТО-БИРМА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ках. На­ро­ды, го­во­ря­щие на ги­ма­лай­ских язы­ках, жи­вут в Зап. Ки­тае, на кон­тро­ли­руе­мых Па­ки­ста­ном тер­ри­то­ри­ях Ка­шми­ра (вос­ток Гил­гит-Бал­ти­ста­на), се­ве­ре и се­ве­ро-вос­токе Ин­дии (вос­ток шта­тов Джам­му и Каш­мир, Хи­ма­чал-Пра­деш и Ут­та­рак­ханд, се­вер шта­та Зап. Бен­га­лия, шта­ты Сик­ким и Ару­на­чал-Пра­деш), се­ве­ре Не­па­ла и в Бу­та­не: ти­бет­цы, бал­ти, ла­дак­хи, бхо­тия, ки­нау­ри, ма­гар, та­манг, не­ва­ры, гу­рун­ги, ки­ра­ты, шер­па, леп­ча, че­панг, дхи­мал, кхам, ади (вет­ви та­ни) и др.; в пров. Сы­чу­ань про­жи­ва­ют цян, на се­ве­ре Юж. Ки­тая – туц­зя. На юго-за­па­де Ки­тая (пров. Юнь­нань, юг пров. Сы­чу­ань, се­ве­ро-за­пад Гуй­чжоу, за­пад Гу­ан­си-Чжу­ан­ско­го ав­то­ном­но­го р-на), се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (се­вер шта­та Зап. Бен­га­лия, шта­ты Ару­на­чал-Пра­деш, Ас­сам, Мег­ха­лая, На­га­ленд, Ма­ни­пур, Ми­зо­рам, Три­пу­ра), се­ве­ро-во­сто­ке и юго-вос­то­ке Банг­ла­деш (обл. Чит­та­гонг), за­па­де и се­ве­ре Ин­до­ки­тая (Мьян­ма, Сев. Таи­ланд и Ла­ос, Сев.-Зап. Вьет­нам) жи­вут на­ро­ды, го­во­ря­щие на ло­ло-бир­ман­ских язы­ках (мьян­ма, ка­чи­ны, йи, ну, ли­су, ла­ху, ха­ни, ак­ха, цзи­но, на­си и др.), язы­ках бо­до (три­пу­ри, га­ро, бо­до), ку­ки-чин, на­га, ка­ре­ны и др. Чис­лен­ность в Мьян­ме 43,7 млн. чел., Ки­тае – св. 27 млн. чел. (2010, пе­ре­пись), Ин­дии – св. 10 млн. чел. (2001, пе­ре­пись), Не­па­ле – 7 млн. чел., Банг­ла­деш – 0,8 млн. чел., Бу­та­не – 0,7 млн. чел., Таи­лан­де – 0,5 млн. чел., Лао­се – 0,2 млн. чел., Вьет­на­ме – 50 тыс. чел., Па­ки­ста­не – 40 тыс. чел. (2015, оцен­ка).

Со­глас­но по­след­ним ги­по­те­зам, пра­ро­ди­на на­хо­ди­лась в Сы­чуа­ни-Юнь­на­ни ли­бо в Сев.-Вост. Ин­дии. Распад общ­но­сти Т.-б. н. и их расселение происходили, по данным глоттохронологии, в 5-м – нач. 4-го тыс. до н. э. Про­сле­жи­ва­ют­ся родств. свя­зи с ки­тай­ца­ми, воз­мож­но, с ке­та­ми на се­ве­ре и мун­да на юге. Для ми­фо­ло­гии ха­рак­тер­ны культ гор; кос­мо­го­нич. пред­став­ле­ния о пер­во­на­чаль­ном океа­не, о яй­це, из ко­то­ро­го соз­дан мир, и др. Мо­ти­вы Все­мир­но­го по­то­па, от ко­то­ро­го лю­ди спа­са­ют­ся на го­ре, строи­тель­ст­ва баш­ни и т. п. сбли­жа­ют ми­фы Т.-б. н. с ми­фа­ми Пе­ред­ней Азии.

Лит.: Чес­нов Я. В. Ис­то­ри­че­ская эт­но­гра­фия стран Ин­до­ки­тая. М., 1976.

Вернуться к началу