Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́КИ-ЧИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 279

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин; Г. В. Дзибель (система терминов родства)
Женщина чин с традиционной татуировкой. Фото Jean Marie Hullot

КУ́КИ-ЧИН (в Ин­дии – ку­ки, в Мьян­ме – чин), груп­па ти­бе­то-бир­ман­ских на­ро­дов на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (в осн. в шта­тах Ма­ни­пур, Ас­сам, Ми­зо­рам), за­па­де Мьян­мы (в нац. об­ла­стях Чин и Рак­хайн, об­ла­сти Си­кайн и Ма­гуэ), юго-вос­то­ке Банг­ла­деш (в Чит­та­гонг­ском гор­ном р-не). Чис­лен­ность в Ин­дии ок. 1 млн. чел., Мьян­ме – бо­лее 980 тыс. чел., Банг­ла­деш – 22,8 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Де­лят­ся на: се­вер­ных (ай­мол, анал, бе­те, чи­ру, сий­ин, тид­дим, фа­лам, ганг­те, ранг­хол, ха­рам-на­га, ком, лам­канг, хо­те-на­га, мон­санг-на­га, мой­он-на­га, пай­те, пу­рум, пу­рум-на­га, рал­те, са­ке­хеп, сим­те, та­до, та­рао-на­га, вай­пей, йос, зо­ме) – в Ма­ни­пу­ре, на юге Ас­са­ма, се­ве­ро-во­сто­ке Ми­зо­ра­ма, на се­ве­ре нац. обл. Чин и за­па­де Си­кай­на; цен­траль­ных (ми­зо, бом, ха­ка, нга­ун, зо­тунг, дар­лонг, хмар, панк­ху, сен­танг, та­ур) – в Ми­зо­ра­ме, нац. обл. Чин и Банг­ла­деш; юж­ных [мро, да­ай, нга ла, кху­ми ава, кху­ми (ма­ту­пи), ма­ра (ла­кер), мюн, бу­алк­хо, чин­бон, ашо, шен­ду, ве­ла­унг, зип­хе] – на юге Ми­зо­ра­ма и нац. обл. Чин, в Рак­хай­не, на за­па­де Ма­гуэ и в Банг­ла­деш. Го­во­рят на ку­ки-чин­ских язы­ках вет­ви ку­ки-чин-на­га ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков. Для ря­да язы­ков (ми­зо, тид­дим, ха­ка, фа­лам, кху­ми и др.) соз­да­на пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, на них мес­та­ми ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние в на­чаль­ной шко­ле, ра­дио­ве­ща­ние, из­да­ёт­ся прес­са; не­ко­то­рые ис­поль­зу­ют бенг. пись­мо и де­ва­на­га­ри, в Мьян­ме – бир­ман­ское. Рас­про­стра­не­ны так­же англ., ас­сам­ский язы­ки, хин­ди, мейт­хеи, в Мьян­ме – бир­ман­ский. Во 2-й пол. 20 в. мел­кие груп­пы ас­си­ми­ли­ру­ют­ся ми­зо и на­га. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ре­ли­гий, есть хри­стиа­не и буд­ди­сты, сре­ди ми­зо – иудеи.

К.-ч. при­шли в Мьян­му с се­ве­ра рань­ше пред­ков мьян­ма. В 12–17 вв. вы­тес­не­ны ша­на­ми в труд­но­дос­туп­ные гор­ные рай­оны Зап. Мьян­мы, от­ку­да миг­ри­ро­ва­ли так­же в Ин­дию. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов гор­ных об­лас­тей Юго-Вост. Азии. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (рис, ку­ку­ру­за), пе­ре­хо­дят к па­шен­но­му, часть К.-ч. об­ра­ба­ты­ва­ют за­лив­ные по­ля у под­но­жия гор. За­ни­ма­ют­ся охо­той, лес­ны­ми про­мыс­ла­ми (сбор смо­лы, сплав ле­са и др.), в до­ли­нах вы­ра­щи­ва­ют цит­ру­со­вые. Раз­ви­ты пря­де­ние и тка­че­ст­во. Де­рев­ни рас­по­ла­га­ют­ся на гор­ных скло­нах. До­ма бам­бу­ко­вые с со­ло­мен­ной двух- или че­ты­рёх­скат­ной кры­шей, пе­ред­няя сте­на на сва­ях, зад­няя упи­ра­ет­ся в склон. Пе­ред до­мом – де­рев. плат­фор­ма, ино­гда с оча­гом и на­ве­сом. Жен­щи­ны но­си­ли не­сши­тую юб­ку, бе­лую коф­ту, муж­чи­ны – ру­ба­ху, дхо­ти, без­ру­кав­ку и тюр­бан. Су­ще­ст­ву­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, свя­зан­ные в коль­це­вой кон­ну­би­ум (об­мен жё­на­ми че­рез мат­ри­ла­те­раль­ные кросс­ку­зен­ные бра­ки). У мн. групп ро­ды де­лят­ся на стар­шую и млад­шую вет­ви. Се­мья боль­шая, прак­ти­ку­ют­ся от­ра­бот­ки за не­вес­ту, ле­ви­рат, по­ли­ги­ния. Пос­ле­брач­ное по­се­ле­ние в осн. ви­ри­ло­каль­ное. Си­сте­ма тер­ми­нов ро­д­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па (од­но­по­лые сиб­лин­ги ро­ди­те­лей снаб­жа­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми от­но­сит. воз­ра­ста); сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по по­лу, у юж. К.-ч. (ашо, кху­ми, мюн, ма­ра), а так­же у ба­ум со­хра­ня­ет­ся древ­няя, ве­ро­ят­но вос­хо­дя­щая к пра­ти­бе­то­бир­ман­ско­му пе­рио­ду, клас­си­фи­ка­ция сиб­лин­гов по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. За ред­ким ис­клю­че­ни­ем (напр., кху­ми, ха­ка) на­блю­да­ет­ся ге­не­рац. скос ти­па «ома­ха». Тер­ми­ны род­ст­ва де­лят­ся на во­ка­тив­ные и ре­фе­рен­тив­ные. Мн. тер­ми­ны род­ст­ва снаб­же­ны пре­фик­са­ми, вос­хо­дя­щи­ми к по­ка­за­те­лям не­от­тор­жи­мой при­над­леж­но­сти. К.-ч. ве­рят в до­б­рых и злых ду­хов. В па­мять умер­ших воз­во­дят ме­га­ли­ты. Фольк­лор, муз. и из­о­бра­зит. иск-во близ­ки к мьян­ма.

У мн. на­ро­дов К.-ч. су­ще­ст­ву­ют по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции. Часть К.-ч. кон­со­ли­ди­ру­ют­ся в общность зо­ми; воз­ник­ли ор­га­ни­за­ции Объ­еди­ни­тель­ная ор­га­ни­за­ция зо­ми (зо), Нац. конг­ресс зо­ми Бир­мы.

Лит.: Shakespear J. The Lushei-Kuki clans. L., 1912. Aizawl, 1975; Shaw W. Notes on the Thadou Kukis. Calcutta, 1929; Parry N. E. The Lakhers. L., 1932; The Purums. Calcutta, 1945; Spielmann H.-J. Die Bawm-Zo. Eine Chin-Gruppe in den Chittagon Hill Tracts (Ost­pa­kistan). Heidelberg, 1968; Stevenson H. N. C. The economics of the Central Chin tribes. Farnborough, 1968; Lehman F. K. The structure of Chin society: a tribal people of Burma adopted to a non-Western civilisation. 2nd ed. [Calcutta], 1980; Reichle V. Bawm language and lore: Tibeto-Burman area. Bern, 1981; People of India: Mizo­ram / Ed. K. S. Singh a. o. Calcutta, 1995; Riz­vi S. H. M., Roy S. Kuki-Chin: tribes of Mi­zo­ram and Ma­nipur. Delhi, 2006; idem. Mizo tribes of North East India. Delhi, 2006.

Вернуться к началу