КУ́КИ-ЧИН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́КИ-ЧИН (в Индии – куки, в Мьянме – чин), группа тибето-бирманских народов на северо-востоке Индии (в осн. в штатах Манипур, Ассам, Мизорам), западе Мьянмы (в нац. областях Чин и Ракхайн, области Сикайн и Магуэ), юго-востоке Бангладеш (в Читтагонгском горном р-не). Численность в Индии ок. 1 млн. чел., Мьянме – более 980 тыс. чел., Бангладеш – 22,8 тыс. чел. (2008, оценка). Делятся на: северных (аймол, анал, бете, чиру, сийин, тиддим, фалам, гангте, рангхол, харам-нага, ком, ламканг, хоте-нага, монсанг-нага, мойон-нага, пайте, пурум, пурум-нага, ралте, сакехеп, симте, тадо, тарао-нага, вайпей, йос, зоме) – в Манипуре, на юге Ассама, северо-востоке Мизорама, на севере нац. обл. Чин и западе Сикайна; центральных (мизо, бом, хака, нгаун, зотунг, дарлонг, хмар, панкху, сентанг, таур) – в Мизораме, нац. обл. Чин и Бангладеш; южных [мро, даай, нга ла, кхуми ава, кхуми (матупи), мара (лакер), мюн, буалкхо, чинбон, ашо, шенду, велаунг, зипхе] – на юге Мизорама и нац. обл. Чин, в Ракхайне, на западе Магуэ и в Бангладеш. Говорят на куки-чинских языках ветви куки-чин-нага тибето-бирманских языков. Для ряда языков (мизо, тиддим, хака, фалам, кхуми и др.) создана письменность на основе лат. графики, на них местами ведётся преподавание в начальной школе, радиовещание, издаётся пресса; некоторые используют бенг. письмо и деванагари, в Мьянме – бирманское. Распространены также англ., ассамский языки, хинди, мейтхеи, в Мьянме – бирманский. Во 2-й пол. 20 в. мелкие группы ассимилируются мизо и нага. Придерживаются традиц. религий, есть христиане и буддисты, среди мизо – иудеи.
К.-ч. пришли в Мьянму с севера раньше предков мьянма. В 12–17 вв. вытеснены шанами в труднодоступные горные районы Зап. Мьянмы, откуда мигрировали также в Индию. Традиц. культура типична для народов горных областей Юго-Вост. Азии. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза), переходят к пашенному, часть К.-ч. обрабатывают заливные поля у подножия гор. Занимаются охотой, лесными промыслами (сбор смолы, сплав леса и др.), в долинах выращивают цитрусовые. Развиты прядение и ткачество. Деревни располагаются на горных склонах. Дома бамбуковые с соломенной двух- или четырёхскатной крышей, передняя стена на сваях, задняя упирается в склон. Перед домом – дерев. платформа, иногда с очагом и навесом. Женщины носили несшитую юбку, белую кофту, мужчины – рубаху, дхоти, безрукавку и тюрбан. Существуют патрилинейные роды, связанные в кольцевой коннубиум (обмен жёнами через матрилатеральные кросскузенные браки). У мн. групп роды делятся на старшую и младшую ветви. Семья большая, практикуются отработки за невесту, левират, полигиния. Послебрачное поселение в осн. вирилокальное. Система терминов родства бифуркативного типа (однополые сиблинги родителей снабжаются показателями относит. возраста); сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу, у юж. К.-ч. (ашо, кхуми, мюн, мара), а также у баум сохраняется древняя, вероятно восходящая к пратибетобирманскому периоду, классификация сиблингов по относит. возрасту и относит. полу. За редким исключением (напр., кхуми, хака) наблюдается генерац. скос типа «омаха». Термины родства делятся на вокативные и референтивные. Мн. термины родства снабжены префиксами, восходящими к показателям неотторжимой принадлежности. К.-ч. верят в добрых и злых духов. В память умерших возводят мегалиты. Фольклор, муз. и изобразит. иск-во близки к мьянма.
У мн. народов К.-ч. существуют политич. организации. Часть К.-ч. консолидируются в общность зоми; возникли организации Объединительная организация зоми (зо), Нац. конгресс зоми Бирмы.