НА́ГА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́ГА (букв. – горцы; или от назв. нагов), группа тибето-бирманских народов на северо-востоке Индии (горы Нага), основное население штата Нагаленд. Н. подгруппы ао живут на севере Нагаленда [ао – 261,4 тыс. чел. в окр. Мококчунг (2001, перепись); лотха – 170 тыс. чел. в окр. Вокха; йимчунгру – 92,1 тыс. чел. и сангтам – 84,3 тыс. чел. в окр. Туэнсанг]. Подгруппа ангами-почури проживает в осн. на юге Нагаленда (округа Кохима и Пхек): ангами (132,2 тыс. чел.), чокри (83,6 тыс. чел.), ренгма (61,3 тыс. чел.), кхеза (40,8 тыс. чел.), почури (16,7 тыс. чел.); живут также в сев.-центр. округах Нагаленда (Мококчунг, Туэнсанг, Зунхебото – сема, 103,5 тыс. чел.) и на севере штата Манипур (мао – 81 тыс. чел.; пумеи – 51 тыс. чел.). Н. подгруппы тангкху живут в Манипуре (тангкху – 142 тыс. чел.; кхоибу – 25,6 тыс. чел.; маринг – 22,3 тыс. чел.); подгруппы земе – в штатах Манипур, Ассам и Нагаленд (инпуи, или кабуи, – 94,8 тыс. чел.; зелианг – 61,5 тыс. чел.; ронгмеи – 59 тыс. чел.; лиангмай – 34,2 тыс. чел.; мзиеме – ок. 30 тыс. чел.; тхангал – 23,6 тыс. чел.) и Мегхалая (марам – 37,3 тыс. чел.). Проживают также на северо-западе Мьянмы (нац. обл. Сикайн): лейнонг – 8 тыс. чел.; макьян – 3 тыс. чел.; пара – 2 тыс. чел.; лонг пхури – 2 тыс. чел. Языки образуют группу юж. нага ветви куки-чин-нага тибето-бирманских языков. К Н. относятся также народы, языки которых образуют коньякскую группу (сев. нага) в ветви сал (цзинпо-коньяк-бодо) тибето-бирм. языков, проживающие на северо-востоке Нагаленда (окр. Туэнсанг): коньяк (248,1 тыс. чел.), пхом (122,5 тыс. чел.), чанг (62,4 тыс. чел.) и кхамниунган (38,1 тыс. чел.) в Нагаленде, тасе (45 тыс. чел.; св. 55 тыс. чел. проживают в Мьянме), ванчо (49,1 тыс. чел.), нокте (33 тыс. чел.) и тутса (25 тыс. чел.) в штате Аруначал-Прадеш. Большинство языков в Индии имеют письменность на основе лат. графики, маринг и тхангал используют бенгальское письмо, ванчо – деванагари. Распространены также креолизиров. ассамский, хинди и англ. яз. В физич. типе преобладают монголоидные черты (южноазиатская раса), у коньяк прослеживаются негроидные черты. В осн. христиане, часть Н. сохраняет традиц. верования.
Сохраняли изоляцию до 19 в., коньяк – до 20 в. Объединены под назв. «Н.» англичанами. С 1830-х гг. сопротивлялись англ. колонизации. С 1840-х гг. среди Н. распространяется христианство, с кон. 19 в. создаётся письменность на языках Н. В 20 в. формируется нац. движение Н. В 1946 возник Нац. совет Н. (НСН), с 1952 начавший вооруж. борьбу за независимость, жестоко подавляемую инд. правительством, которая продолжалась и после создания штата Нагаленд (1963). В 1980 в ответ на компромиссную политику НСН образована радикальная организация Н. Национал-социалистич. совет Нагаленда. В 1990-е гг. в Манипуре происходили вооруж. столкновения между Н. и куки (см. Куки-чин).
Традиц. культура типична для народов горных областей Юж. Азии. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (джхум), у ангами, сема, манипурских Н. и др. – орошаемое террасное пашенное земледелие (рис, просо). Развиты лесные промыслы (охота, добыча ценной древесины, собирательство) и рыболовство (характерно использование ядов), ткачество, плетение циновок, резьба по дереву. Охота (в т. ч. на слонов и тигров) часто носит ритуальный характер. Большинство Н. живут в небольших деревнях (в прошлом укреплённых) на горных склонах. Дома каркасные, чаще наземные, в Мьянме в осн. свайные. Традиц. одежда в осн. полосатой бело-чёрно-красной расцветки (ширина полос указывает на принадлежность к определённой группе): шерстяные накидки (мегхала), набедренные повязки у мужчин, несшитые юбки у женщин; коньяк почти не носили одежды. Распространены татуировка, ношение массивных втулок в ушах, у коньяк – чернение и подпиливание зубов. Своеобразен воинский церемониальный убор – украшенный раковинами каури и волосами убитых врагов нагрудник (у коньяк – нагрудник с человеческими масками), венец из птичьих перьев с парой рогов или кабаньими клыками, большой кожаный щит; традиц. оружие – длинное копьё и нож (дао). Коньяк носили длинные (иногда ниже колен) волосы. Община управляется вождём (особенно у сема и коньяк), жрецом, советом старейшин. Сохраняются мужские дома, украшенные резными изображениями предков, черепами буйволов; ранее в них хранились черепа врагов. В основе социальной организации – патрилинейные роды и линиджи, система возрастных классов (у ао), трёхродовой союз. Практикуются кросскузенные браки, полигиния, минорат, существовала охота за головами. Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом «омаха». Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу (у сема и ангами по относит. возрасту и относит. полу, что является архаичной тибето-бирманской чертой). Для коньяк характерны черты связи с Океанией: они не знали пашенного земледелия, гл. культурой у них было таро (его возделывали только женщины), местами отсутствовало рисоводство (уникально для Сев.-Вост. Индии), существовало деление на сословия (простонародье – бен, аристократию – анг и строго эндогамную группу вождей – «великих анг»), была развита система дарообмена, ведущую роль в социальной организации играли мужские дома (морунг); жилище вождя отличалось большими размерами и служило местом для свиданий молодёжи. Традиц. религия – культы духов, у ангами – первопредка Кепенопфу, богини плодородия Мавено, божества тигров Текхуро; у коньяк – бога неба и грома Гаванга; сохраняется традиция возведения мегалитов, коньяк почитают каменные троны вождей. По праздникам употребляют мясо собак, рисовое пиво. В фольклоре распространён мотив тигра-оборотня, характерны воинские песни и танцы, песни, исполняемые на Новый год, при погребении и др. Муз. инструменты – барабаны, флейты и др.