Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАМА́НГ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 616

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото Allie Caulfield / flickr.com Таманг. Пожилая женщина.

ТАМА́НГ (мур­ми; са­мо­на­зва­ние – та­манг, ве­ро­ят­но, от ти­бет. та-маг, всад­ник), ти­бе­то-бирм. на­род на се­ве­ре Центр. Не­па­ла (ис­то­рич. обл. Там­са­линг). Чис­лен­ность 1,5 млн. чел. (2011, пе­ре­пись). Осн. груп­пы – вос­точ­ная [се­вер ан­чо­ла (зо­ны) Джа­нак­пур: ок­ру­га (ди­ст­рик­ты) До­лак­ха, Ра­меч­хап и До­лак­ха; вос­ток ан­чо­ла Баг­ма­ти: ок­ру­га Синд­ху­пал­чок, Кав­ре­па­лан­чок, Кат­ман­ду, Ла­лит­пур, Бхак­та­пур и вос­ток ок­ру­га Ну­ва­кот; се­вер ан­чо­ла На­рая­ни], за­пад­ная (за­пад ан­чо­ла Баг­ма­ти: ок­ру­га Ра­су­ва, Дха­динг и за­пад ок­ру­га Ну­ва­кот) и юго-вос­точ­ная (ок­ру­га Дха­динг на юго-за­па­де ан­чо­ла Баг­ма­ти и се­вер ан­чо­ла На­рая­ни). Вост. Т. жи­вут так­же в Сев.-Вост. Ин­дии (17,5 тыс. чел., из них 10,1 тыс. чел. – в Сик­ки­ме и 4,9 тыс. чел. – на се­ве­ре Зап. Бен­га­лии; 2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. та­манг та­манг­ской груп­пы бод­ской вет­ви ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков (см. в ст. Ги­ма­лай­ские язы­ки); рас­про­стра­не­ны так­же не­па­ли, бход­жпу­ри и др. Т. – круп­ней­шая буд­ди­ст­ская об­щи­на Не­па­ла; рас­про­стра­не­ны тра­диц. куль­ты (джан­кри).

По пре­да­нию, пред­ки Т. – кон­ни­ца ти­бет­ско­го ца­ря Сронц­зан­гам­бо, при­шед­шая из Юж. Ти­бе­та в 7 в. Вхо­ди­ли в кон­фе­де­ра­цию гурк­хов. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов при­ги­ма­лай­ских об­лас­тей Юж. Азии. За­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (пше­ни­ца, про­со, яч­мень, ку­ку­ру­за и др.) и ско­то­вод­ст­вом (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот). Тра­диц. жи­ли­ще с пле­тё­ны­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной сте­на­ми вы­тес­ня­ет­ся ка­мен­ным двух­этаж­ным до­мом с кла­до­вы­ми и хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми в верх­нем эта­же и кры­той тер­ра­сой в ниж­нем; в до­ли­не Кат­ман­ду бы­ли из­вест­ны свай­ные до­ма с со­ло­мен­ной кры­шей. Оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка (га­лек) с ши­ро­ким поя­сом, обыч­но жёл­то­го цве­та (па­ту­ка), у муж­чин – ру­ба­ха (дау­ра), у жен­щин – коф­та, вой­лоч­ная на­кид­ка или курт­ка (кхо, бак­ху), по­ло­тен­ча­тый го­лов­ной убор или круг­лая ма­тер­ча­тая ша­поч­ка с пло­ской туль­ей; жен­щи­ны но­сят коль­цо в но­су и серь­гу в ви­де цвет­ка. Де­лят­ся на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (тхар). Рас­про­стра­не­ны кросс­ку­зен­ные бра­ки, брак вдо­вы с млад­шим бра­том по­кой­но­го му­жа (ле­ви­рат); ор­то­ку­зен­ные бра­ки за­пре­ще­ны. Мо­ло­дёжь име­ет зна­чит. до­брач­ную сво­бо­ду. Мес­та­ми со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на эн­до­гам­ные кас­то­по­доб­ные груп­пы (джат) ба­ра и ат­ха­ра. Де­ре­вен­ская об­щи­на воз­глав­ля­ет­ся ста­рос­той (мул­ми) и со­ве­том ста­рей­шин. В ка­ж­дом се­ле­нии име­ет­ся храм. Осн. празд­ник в честь Ма­те­ри-Зем­ли Бху­ми (Бху­ми-Пуд­жва) от­ме­ча­ет­ся зи­мой. Ро­ды име­ют сво­их бо­жеств-по­кро­ви­те­лей (иха) и жре­цов (бон­по), ис­пол­няю­щих мед. ри­туа­лы (кьон гьял­си), со­вер­шаю­щих жерт­во­при­но­ше­ния, сле­дя­щих за про­ве­де­ни­ем празд­ни­ков в честь иха (пхо­ла-иха­су).

При­зна­ны эт­нич. мень­шин­ст­вом Не­па­ла. На язы­ке вост. Т. вы­хо­дят га­зе­ты и жур­на­лы, ве­дут­ся те­ле- и ра­дио­пе­ре­да­чи, су­ще­ст­ву­ет ли­те­ра­ту­ра. Пись­мен­ность на ос­но­ве ти­бет. пись­ма и де­ва­на­га­ри. Име­ют по­ли­тич. пар­тии. Силь­но по­стра­да­ли во вре­мя зем­ле­тря­се­ния в апр. 2015.

Вернуться к началу