ЙИ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙИ, й, и, ий, ицзу (в старой кит. литературе обозначались иероглифом со значением «варвар», в КНР для их обозначения законодательно закреплён иероглиф «и» со значениями «кубок», «закон»; лоло; самоназвание – ни, ньи), тибето-бирм. народ на юго-западе Китая. Говорят на языках лолойской группы лоло-бирманских языков (в Китае считаются диалектами одного языка). Делятся: на сев. подгруппу (сев. йи, или носу, вост. йи, или насу, и юж. йи, или нису) на юге пров. Сычуань (1,27 млн. чел.) и северо-западе пров. Гуйчжоу (840 тыс. чел. в районе городов Аньшунь и Бицзе); центр. подгруппу (центр. йи, липо, или лолопо, близкие по языку к лису; зап. йи, или лалуо, близкие по языку к лаху, и юго-вост. йи, включающие сани, аси, аже и ажа) в пров. Юньнань (4,71 млн. чел.) и на западе Гуанси-Чжуанского автономного р-на (уезды Лунлинь и Напо). Общая численность 7,8 млн. чел. (2000, перепись). Созданы автономные округа и уезды: в Юньнани – автономные округа Чусюн-ийский и Хунхэ-хани-ийский; автономные уезды Эшань-ийский, Нинлан-ийский, Лунань-ийский, Наньцзянь-ийский, Янби-ийский, Цзиндун-ийский, Вэйшаньский и Сюньдяньский йи и хуэйские, Нинъэрский и Цзянчэнский хани-ийские, Юаньцзян-хани-и-дайский, Чжэньюаньский йи, хани и лаху, Цзингу и Синьпинский и-дайские, Луцюань-мяо-ийский; в Сычуани – Ляншаньский автономный округ и Эбяньский и Мабяньский автономные уезды; в Гуйчжоу – Вэйнинский автономный уезд йи, хуэй и мяо; в состав йи официально включаются также фула (пхула), лати (лачжи) и пупео (пупяо). Немногочисл. группы йи живут на севере Вьетнама (3,3 тыс. чел. – 1999, перепись) и Лаоса. Со Средневековья используется словесно-слоговая письменность (классич. письмо йи, кит. – лоло вэнь, вэйшу, бимо вэнь), сохранившаяся сейчас в осн. в Ляншани. В нач. 20 в. миссионерами и в 1949 в КНР созданы алфавиты на основе лат. письма (в некоторых группах ими владеют до 30% йи). Используется также письмо Полларда, созданное для мяо. С 1970-х гг. официальным является слоговое письмо (совр. письмо йи). Ок. 40% владеют кит. языком, некоторые группы перешли на него полностью. В осн. сохраняют традиц. верования; ок. 2% – христиане.
Предки йи – одни из создателей государств Наньчжао и Дали (7–13 вв.). В этот период у них развивались архитектура, монументальная живопись и скульптура; вероятно, тогда была создана их классич. письменность (надписи, записи эпоса, мед. трактаты и др.). После падения государств часть йи ушла в горы Ляншань на юго-востоке Сычуани и северо-востоке Юньнани (совр. сев. йи), где сохраняли фактич. независимость вплоть до сер. 20 в. В КНР усилились процессы этнич. консолидации.
Традиц. культура характерна для народов Вост. Азии (см. в ст. Азия). Осн. занятия – пашенное поливное и богарное, в осн. террасное, земледелие, животноводство, охота и собирательство. Развиты обработка шерсти, ткачество, гончарство, обработка дерева и камня, кузнечное и ювелирное дело. Поселения на склонах гор, состоят из 8–10 домов, окружены сторожевыми башнями. Жилище – прямоугольное, каменное или деревянное (каркасное, в горах – срубное), на высоком каменном фундаменте, с двускатной крышей, покрытой толстой дерев. дранкой. Очаг из 3 камней на глиняном помосте. Одежда у центр. йи преим. белого и синего цвета, у сев. йи – чёрного. Мужская одежда – широкие штаны, куртка, длинная шерстяная чёрная накидка (чарва), по праздникам – распашная безрукавка; женская одежда – запашная юбка, правозапашной кафтан длиной до колен, по праздникам – передник, лента через правое плечо. Развиты вышивка, произ-во батика. Головной убор – тюрбан многочисл. разновидностей; молодые мужчины делают из одного конца ткани рог или узел на макушке.
У сев. йи общество традиционно делилось на 4 касты – нохо, цюйно, ацзя и сяси. Нохо («чёрные» йи) – знать, земле- и рабовладельцы (составляли 7% йи, владели до 70% пахотной земли). Цюйно («белые» йи) – зависимые земледельцы, ремесленники, торговцы и др. (50% нас.), не имели права собственности на своё имущество, на свободное передвижение (должны были жить на территории, управляемой своим нохо); их нельзя было убить и продать, но можно было подарить или передать в компенсацию за убитого. Ацзя (30% нас.) – в осн. потомки пленных, находились в личной зависимости от нохо или цюйно, обычно жили при доме хозяина. Сяси (10% нас.) – рабы, как правило, не имевшие семьи, жили в отдалённых помещениях хозяйского дома, иногда на цепи, их могли безнаказанно убить, принести в жертву. Нохо и часть цюйно делились на экзогамные (до 6–10 поколений) патронимии (цоси) – группы родств. семей, ведущих происхождение от одного предка. Цоси обеспечивали защиту прав своих членов. Каждый член цоси знал свою родословную – т. н. цепочку имён, в которой последний слог имени отца составлял первый слог имён сыновей. Во главе цоси стояли выборные вожди (суи), хранители обычаев (дэгу) и военачальники (чжахуа); существовали советы старейшин (цзиэрцзите) и общие собрания мужчин (мэнгэ). Подразделения цоси – общины (бусу) во главе с вождём (дэгу). Семья небольшая, известен левират. Строго соблюдалась кастовая эндогамия (особенно для цоси); дети, родившиеся от недавних кастово-смешанных браков (нопи/ноби – «жёлтые» йи), занимали самое низкое положение среди нохо, но выше цюйно. Между ними и чистокровными нохо (нобо) стояли потомки смешанных браков в отдалённом прошлом (ноди). Сиблинги делятся по относительному возрасту, в ряде случаев – также по относительному полу. Повсеместно распространены односторонние кросскузенные браки (с дочерью брата матери). У сычуаньских йи сохраняются следы древней системы, основанной на двустороннем кросскузенном браке. Термины родства делятся на референтивные и вокативные и снабжаются грамматич. показателями принадлежности к «семейно-родственному» классу. Существовали молодёжные собрания, традиции свободного общения полов и пробного брака. Невесту на рассвете доставлял в дом мужа эскорт из его родственников-мужчин (она была закрыта покрывалом, её ноги не должны были касаться земли и т. д.). Молодая после первой брачной ночи возвращалась в дом родителей, оставаясь там до первой беременности (или рождения ребёнка). За невесту выплачивался выкуп, было известно умыкание. В 12 лет мальчики и девочки обучались обычаям цоси под руководством жрецов-биму.
Развиты культы духа Неба (в ипостасях Толо и Соло – Золотого и Серебряного драконов) и духа гор Миси. Жрецы (биму) – шаманы, знахари, хранители и толкователи обычаев, составители гадательных текстов (только биму и часть дэгу могут пользоваться традиц. словесно-слоговым письмом), совершают жертвоприношения и т. д. Биму был в каждом бусу; должность биму чаще переходила от отца к сыну. Осн. праздник – летний Праздник факелов («Возвращение звезды»), отмечался 23–24 числа 6-го лунного месяца: ночью собирались у костра, под утро зажигали от костра факелы и втыкали вокруг домов, к трапезе приглашались души умерших и т. д. Умерших сжигали, прах иногда захоранивали в пещерах. Считалось, что душа умершего находится в деревянной или бамбуковой табличке (иногда имела форму человеческой фигуры); мемориальные таблички родителей 3 года после их смерти хранились в доме их младшего сына, после чего захоранивались в пещере. Развит эпос («Ашма», или «Ашима», «Мэйгэ» и др., космогонич. эпос «Сецзи», или «Начало мира»), распространена традиц. драма но. Известны легенды, предания, сказки, басни.