Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов
Йи.

ЙИ, й, и, ий, иц­зу (в ста­рой кит. ли­те­ра­ту­ре обо­зна­ча­лись ие­рог­ли­фом со зна­че­ни­ем «вар­вар», в КНР для их обо­зна­че­ния за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­лён ие­рог­лиф «и» со зна­че­ния­ми «ку­бок», «за­кон»; ло­ло; са­мо­на­зва­ние – ни, ньи), ти­бе­то-бирм. на­род на юго-за­па­де Ки­тая. Го­во­рят на язы­ках ло­лой­ской груп­пы лоло-бир­ман­ских язы­ков­ (в Ки­тае счи­та­ют­ся диа­лек­та­ми од­но­го язы­ка). Де­лят­ся: на сев. под­груп­пу (сев. йи, или но­су, вост. йи, или на­су, и юж. йи, или ни­су) на юге пров. Сы­чу­ань (1,27 млн. чел.) и се­ве­ро-за­па­де пров. Гуй­чжоу (840 тыс. чел. в рай­оне го­ро­дов Ань­шунь и Биц­зе); центр. под­груп­пу (центр. йи, ли­по, или ло­ло­по, близ­кие по язы­ку к лису­; зап. йи, или ла­луо, близ­кие по язы­ку к ла­ху, и юго-вост. йи, вклю­чаю­щие са­ни, аси, аже и ажа) в пров. Юнь­нань (4,71 млн. чел.) и на за­па­де Гу­ан­си-Чжу­ан­ско­го ав­то­ном­но­го р-на (уез­ды Лун­линь и На­по). Об­щая чис­лен­ность 7,8 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Соз­да­ны ав­то­ном­ные ок­ру­га и уез­ды: в Юнь­на­ни – ав­то­ном­ные ок­ру­га Чу­сюн-ийский и Хун­хэ­-ха­ни-ийский; ав­то­ном­ные уез­ды Эшань-ийский, Нин­лан-ийский, Лу­нань-ийский, Нань­цзянь-ийский, Ян­би-ийский, Цзин­дун-ийский, Вэй­шань­ский и Сюнь­дянь­ский йи и ху­эйские, Нинъ­эр­ский и Цзян­чэн­ский ха­ни-ийские, Юань­цзян-хани-и-дайский, Чжэнь­юань­ский йи, ха­ни и ла­ху, Цзин­гу и Синь­пин­ский и-дайские, Луцюань-мяо-ийский; в Сы­чуа­ни – Лян­шань­ский ав­то­ном­ный ок­руг и Эбянь­ский и Ма­бянь­ский ав­то­ном­ные уез­ды; в Гуй­чжоу – Вэй­нин­ский ав­то­ном­ный уезд йи, ху­эй и мяо; в со­став йи офи­ци­аль­но вклю­ча­ют­ся так­же фу­ла (пху­ла), ла­ти (лач­жи) и пу­пео (пу­пяо). Не­мно­го­числ. груп­пы йи жи­вут на се­ве­ре Вьет­на­ма (3,3 тыс. чел. – 1999, пе­ре­пись) и Лао­са. Со Сред­не­ве­ко­вья ис­поль­зу­ет­ся сло­вес­но-сло­го­вая пись­мен­ность (клас­сич. пись­мо йи, кит. – ло­ло вэнь, вэй­шу, би­мо вэнь), со­хра­нив­шая­ся сей­час в осн. в Лян­ша­ни. В нач. 20 в. мис­сио­не­ра­ми и в 1949 в КНР со­зда­ны ал­фа­ви­ты на ос­но­ве лат. пись­ма (в не­ко­то­рых груп­пах ими вла­де­ют до 30% йи). Ис­поль­зу­ет­ся так­же пись­мо Пол­лар­да, соз­дан­ное для мяо. С 1970-х гг. офи­ци­аль­ным яв­ля­ет­ся сло­го­вое пись­мо (совр. пись­мо йи). Ок. 40% вла­де­ют кит. язы­ком, не­ко­то­рые груп­пы пе­ре­шли на не­го пол­но­стью. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния; ок. 2% – хри­стиа­не.

Пред­ки йи – од­ни из соз­да­те­лей го­сударств Нань­чжао и Да­ли (7–13 вв.). В этот пе­ри­од у них раз­ви­ва­лись ар­хи­тек­ту­ра, мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись и скульп­ту­ра; ве­ро­ят­но, то­гда бы­ла соз­да­на их клас­сич. пись­мен­ность (над­пи­си, за­пи­си эпо­са, мед. трак­та­ты и др.). По­сле па­де­ния го­су­дарств часть йи уш­ла в го­ры Лян­шань на юго-вос­то­ке Сы­чуа­ни и се­ве­ро-вос­то­ке Юнь­на­ни (совр. сев. йи), где со­хра­ня­ли фак­тич. не­за­ви­си­мость вплоть до сер. 20 в. В КНР уси­ли­лись про­цес­сы эт­нич. кон­со­ли­да­ции.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для на­ро­дов Вост. Азии (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тия – па­шен­ное по­лив­ное и бо­гар­ное, в осн. тер­рас­ное, зем­ле­де­лие, жи­вот­но­вод­ст­во, охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. Раз­ви­ты об­ра­бот­ка шер­сти, тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, об­ра­бот­ка де­ре­ва и кам­ня, куз­неч­ное и юве­лир­ное де­ло. По­се­ле­ния на скло­нах гор, со­сто­ят из 8–10 до­мов, ок­ру­же­ны сто­ро­же­вы­ми баш­ня­ми. Жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ное, ка­мен­ное или де­ре­вян­ное (кар­кас­ное, в го­рах – сруб­ное), на вы­со­ком ка­мен­ном фун­да­мен­те, с дву­скат­ной кры­шей, по­кры­той тол­стой де­рев. дран­кой. Очаг из 3 кам­ней на гли­ня­ном по­мос­те. Оде­ж­да у центр. йи пре­им. бе­ло­го и си­не­го цве­та, у сев. йи – чёр­но­го. Муж­ская оде­ж­да – ши­ро­кие шта­ны, курт­ка, длин­ная шер­стя­ная чёр­ная на­кид­ка (чар­ва), по празд­ни­кам – рас­паш­ная без­ру­кав­ка; жен­ская оде­ж­да – за­паш­ная юб­ка, пра­во­за­паш­ной каф­тан дли­ной до ко­лен, по празд­ни­кам – пе­ред­ник, лен­та че­рез пра­вое пле­чо. Раз­ви­ты вы­шив­ка, произ-во ба­ти­ка. Го­лов­ной убор – тюр­бан мно­го­числ. раз­но­вид­но­стей; мо­ло­дые муж­чи­ны де­ла­ют из од­но­го кон­ца тка­ни рог или узел на ма­куш­ке.

У сев. йи об­ще­ст­во тра­ди­ци­он­но де­ли­лось на 4 кас­ты – но­хо, цюй­но, ац­зя и ся­си. Но­хо («чёр­ные» йи) – знать, зем­ле- и ра­бо­вла­дель­цы (со­став­ля­ли 7% йи, вла­де­ли до 70% па­хот­ной зем­ли). Цюй­но («бе­лые» йи) – за­ви­си­мые зем­ле­дель­цы, ре­мес­лен­ни­ки, тор­гов­цы и др. (50% нас.), не име­ли пра­ва соб­ст­вен­но­сти на своё иму­ще­ст­во, на сво­бод­ное пе­ре­дви­же­ние (долж­ны бы­ли жить на тер­ри­то­рии, управ­ляе­мой сво­им но­хо); их нель­зя бы­ло убить и про­дать, но мож­но бы­ло по­да­рить или пе­ре­дать в ком­пен­са­цию за уби­то­го. Ац­зя (30% нас.) – в осн. по­том­ки плен­ных, на­хо­ди­лись в лич­ной за­ви­си­мо­сти от но­хо или цюй­но, обыч­но жи­ли при до­ме хо­зяи­на. Ся­си (10% нас.) – ра­бы, как пра­ви­ло, не имев­шие се­мьи, жи­ли в от­да­лён­ных по­ме­ще­ни­ях хо­зяй­ско­го до­ма, ино­гда на це­пи, их мог­ли без­на­ка­зан­но убить, при­нес­ти в жерт­ву. Но­хо и часть цюй­но де­ли­лись на эк­зо­гам­ные (до 6–10 по­ко­ле­ний) па­тро­ни­мии (цо­си) – груп­пы родств. се­мей, ве­ду­щих про­ис­хо­ж­де­ние от од­но­го пред­ка. Цо­си обес­пе­чи­ва­ли за­щи­ту прав сво­их чле­нов. Ка­ж­дый член цо­си знал свою ро­до­слов­ную – т. н. це­поч­ку имён, в ко­то­рой по­след­ний слог име­ни от­ца со­став­лял пер­вый слог имён сы­но­вей. Во гла­ве цо­си стоя­ли вы­бор­ные во­ж­ди (суи), хра­ни­те­ли обы­ча­ев (дэ­гу) и вое­на­чаль­ни­ки (чжахуа); су­ще­ст­во­ва­ли со­ве­ты ста­рей­шин (цзи­эрц­зи­те) и об­щие со­б­ра­ния муж­чин (мэн­гэ). Под­раз­де­ле­ния цо­си – об­щи­ны (бу­су) во гла­ве с во­ж­дём (дэ­гу). Се­мья не­боль­шая, из­вес­тен ле­ви­рат. Стро­го со­блю­да­лась кас­то­вая эн­до­га­мия (осо­бен­но для цо­си); де­ти, ро­див­шие­ся от не­дав­них кас­то­во-сме­шан­ных бра­ков (но­пи/но­би – «жёл­тые» йи), за­ни­ма­ли са­мое низ­кое по­ло­же­ние сре­ди но­хо, но вы­ше цюй­но. Меж­ду ни­ми и чи­сто­кров­ны­ми но­хо (но­бо) стоя­ли по­том­ки сме­шан­ных бра­ков в от­да­лён­ном прош­лом (но­ди). Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту, в ря­де слу­ча­ев – так­же по от­но­си­тель­но­му по­лу. Пов­се­мест­но рас­про­стра­не­ны од­но­сто­рон­ние крос­ску­зен­ные бра­ки (с до­че­рью бра­та ма­те­ри). У сы­чу­ань­ских йи со­хра­ня­ют­ся сле­ды древ­ней си­сте­мы, ос­но­ван­ной на дву­сто­рон­нем крос­ску­зен­ном бра­ке. Тер­ми­ны род­ст­ва де­лят­ся на ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные и снаб­жа­ют­ся грам­ма­тич. по­ка­за­те­ля­ми при­над­леж­но­сти к «се­мей­но-род­ст­вен­но­му» клас­су. Су­ще­ст­во­ва­ли мо­ло­дёж­ные со­б­ра­ния, тра­ди­ции сво­бод­но­го об­ще­ния по­лов и проб­но­го бра­ка. Не­вес­ту на рас­све­те дос­тав­лял в дом му­жа эс­корт из его род­ст­вен­ни­ков-муж­чин (она бы­ла за­кры­та по­кры­ва­лом, её но­ги не долж­ны бы­ли ка­сать­ся зем­ли и т. д.). Мо­ло­дая по­сле пер­вой брач­ной но­чи воз­вра­ща­лась в дом ро­ди­те­лей, ос­та­ва­ясь там до пер­вой бе­ре­мен­но­сти (или ро­ж­де­ния ре­бён­ка). За не­вес­ту вы­пла­чи­вал­ся вы­куп, бы­ло из­вест­но умы­ка­ние. В 12 лет маль­чи­ки и де­воч­ки обу­ча­лись обы­ча­ям цо­си под ру­ко­во­дством жре­цов-би­му.

Раз­ви­ты куль­ты ду­ха Не­ба (в ипо­ста­сях То­ло и Со­ло – Зо­ло­то­го и Се­реб­ря­но­го дра­ко­нов) и ду­ха гор Ми­си. Жре­цы (би­му) – ша­ма­ны, зна­ха­ри, хра­ни­те­ли и тол­ко­ва­те­ли обы­ча­ев, со­ста­ви­те­ли га­да­тель­ных тек­стов (толь­ко би­му и часть дэ­гу мо­гут поль­зо­вать­ся тра­диц. сло­вес­но-сло­го­вым пись­мом), со­вер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния и т. д. Би­му был в ка­ж­дом бу­су; долж­ность би­му ча­ще пе­ре­хо­ди­ла от от­ца к сы­ну. Осн. празд­ник – лет­ний Празд­ник фа­ке­лов («Воз­вра­ще­ние звез­ды»), от­ме­чал­ся 23–24 чис­ла 6-го лун­но­го ме­ся­ца: но­чью со­би­ра­лись у ко­ст­ра, под ут­ро за­жи­га­ли от ко­ст­ра фа­ке­лы и вты­ка­ли во­круг до­мов, к тра­пе­зе при­гла­ша­лись ду­ши умер­ших и т. д. Умер­ших сжи­га­ли, прах ино­гда за­хо­ра­ни­ва­ли в пе­ще­рах. Счи­та­лось, что ду­ша умер­ше­го на­хо­дит­ся в де­ре­вян­ной или бам­бу­ко­вой таб­лич­ке (ино­гда име­ла фор­му че­ло­ве­чес­кой фи­гу­ры); ме­мо­ри­аль­ные таб­лич­ки ро­ди­те­лей 3 го­да пос­ле их смер­ти хра­ни­лись в до­ме их млад­ше­го сы­на, пос­ле че­го за­хо­ра­ни­ва­лись в пе­ще­ре. Раз­вит эпос («Аш­ма», или «Аши­ма», «Мэй­гэ» и др., кос­мо­го­нич. эпос «Сец­зи», или «На­ча­ло ми­ра»), рас­про­стра­не­на тра­диц. дра­ма но. Из­вест­ны ле­ген­ды, пре­да­ния, сказ­ки, бас­ни.

Лит.: Итс Р. Ф. Иц­зу // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; он же. Эт­ни­чес­кая ис­то­рия на­ро­дов юга Во­сточ­ной Азии. Л., 1972; Dessaint A. Y. Minorities of Southwest China: an introduction to the Yi (Lolo) and related peoples and annotated bib­liography. New Ha­ven, 1980; Cheng X. A Sur­vey of the demo­graphic problems of the Yi natio­nality in the Greater and Lesser Liang mo­un­tains // Social Sciences in China. 1984. Vol. 5. № 3; Cultural encounters on China’s ethnic frontiers / Ed. S. Harrell. Seattle; Wash., 1995.

Вернуться к началу