НЕВА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕВА́РЫ (самоназвания – невар, невал, нева), тибето-бирманский народ в Непале. Живут в осн. в долине Катманду (анчол Багмати). Численность 1,2 млн. чел. (2001, перепись). До 170 тыс. чел. проживает на северо-востоке Индии (штаты Сикким, Зап. Бенгалия), ок. 1 тыс. чел. – в Бангладеш (2011, оценка). Иногда сближаются с киратами. Говорят на неварском языке. Распространены также непальский, тибетский, хинди, англ. яз. и др. Изначально буддисты (махаяна-ваджраяна); по офиц. данным, буддисты составляют 15,3%, индуисты – 84,1%, остальные – христиане-протестанты.
Н. – древнейшее население долины Катманду и создатели первой непальской государственности. Их происхождение связывают с Юж. Китаем, Сев. Индией, с кастой малаяли наяр и др. При гуркхах служили придворными чиновниками и торговцами. Традиц. культура типична для горных областей Юж. Азии. Осн. занятие – пашенное и ручное земледелие, равнинное и террасное, богарное и орошаемое (рис, кукуруза, пшеница, рожь, ячмень и др.); разводят зебу, буйволов, коз. Развиты ткачество, гончарное и кузнечное ремёсла, обработка металла, дерева, слоновой кости (особенно в Патане), религ. живопись по шёлку (тхангка). Н. создали богатую лит. традицию, своеобразный архит. стиль, неварские архитекторы и скульпторы работали в Тибете и Китае. Постройки в осн. из сырцового и обожжённого кирпича с многочисл. резными дерев. деталями (колонны, карнизы, оконные решётки и др.); стены часто побелены, покрыты охрой или красной глиной. Жилище 2–3-этажное с крытой галереей в верхнем этаже; нижний этаж занимают кухня и хлев, верхний – жилой. Мужская одежда – белые штаны и рубаха с воротником-стойкой (боковые швы внизу не сшиты), чёрный жилет, тёмная (в знак траура – белая) шапочка; женская одежда – несшитая юбка (гунью), образующая спереди веерообразные складки (кхасто); кофта с длинными рукавами, пояс; полотнище, обёрнутое вокруг бёдер и на левое плечо; волосы заплетают в косу. Осн. пища – рис, лепёшки из ячменной и кукурузной муки (чапати), варёные овощи с пряностями и горчичным маслом; варят пиво, пьют чай с молоком.
Н., как индуисты, так и буддисты, делятся на касты («земледельцы» – джияпу, «торговцы» – шрестха, «жрецы» – губхаджу, «металлурги» – тамракар). В основе социальной организации – патрилинейные роды (гвохан, у высших каст – кхалак) и патрилиниджи (пхуки) глубиной 4–5 поколений. Роды объединяются во фратрии Парба, или Та, Бу, Ача (индуисты) и Восикар (буддисты). Внутри рода и патрилиниджа родственники делятся на старших (тхакали) и младших (квокали). Кросскузенный брак запрещён. Система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей и генерац. типа в поколении говорящего. Сиблинги делятся по полу и относит. возрасту, однополые сиблинги родителей – по относит. возрасту. Термины родства – референтивные и вокативные; распространена текнонимия. Покойников кремируют. Индуисты и буддисты отмечают праздники сообща; один из важнейших – ежегодная церемония Индраджатра (в сентябре): в 1-й день перед дворцом в «Хануман Дхока» в Катманду устанавливают праздничный столб, выставляется огромная маска бога Акаш Бхайрава, на 3-й день по улицам везут на колесницах или несут на носилках Кумари (особым образом посвящаемая девочка из неварской касты ювелиров, в остальное время живущая в заточении во дворце Кумари-Гхар) и мальчиков, изображающих богов Ганешу и Бхайрава; при королевской власти Кумари благословляла правителя на весь год. Девочки во время первой менструации подвергаются ритуальному заточению (бахра). По праздникам исполняют танцы в масках.
Устное творчество. Во времена династии Малла получили развитие традиции инд. классич. музицирования, приобретшие у Н. свои отличит. черты. Одна из наиболее значит. традиций – дапа: пение бхаджан («песен почитания») с текстами из спец. сб-ков на санскрите, невари и майтхили. Бхаджаны поются антифонно в сопровождении инструментального ансамбля дапа халан (в его составе – тарелки, трубы пванга, барабан в форме бочонка кхи); каждая из композиций приурочена к определённому времени года и суток в соответствии с лежащей в её основе рагой. Музыка и танец в значит. мере связаны с обрядовой стороной жизни. Музыкой занимаются преим. мужчины (женщины допускаются к исполнению отд. песенных жанров). Каждая община и каста имеют свой муз. инструментарий и определённые места для музицирования: каста мясников по традиции участвует в похоронных церемониях, сопровождая их игрой на барабане найкхи; каста портных-музыкантов джуги (единственная группа проф. музыкантов у Н.) озвучивает храмовые церемонии игрой на инструментах типа гобоя и трубах. Ежегодный религ. праздник Навадурга (важнейшее событие в религ. жизни Н.) включает танцы в масках, праздник почитания умерших в Бхактапуре – танцы буддийских монахов с палками (танцоры разрисовывают лица), танцы в масках, символизирующих тантрич. божества, акробатич. и др. развлекательные номера. Ежегодные массовые шествия к буддийским гробницам сопровождаются игрой инструментальных ансамблей, состоящих из труб и язычковых инструментов. В некоторых общинах Н. поклоняются божеству Насадья – покровителю инструментальной музыки, церемонии также проходят перед гробницами или в местах кремации, с использованием спец. музыки. В инструментальном музицировании в целом доминируют барабаны.