Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 744

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров

ХА́НИ (са­мо­на­зва­ние – лю­ди), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род на юго-за­па­де Ки­тая (юг пров. Юнь­нань). Чис­лен­ность 1,7 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье Лань­цанц­зян (Ме­конг) и Юань­цзян (Крас­ная) на вос­то­ке гор. окр. Пу­эр (ок. 60% нас. в Моц­зян-Ха­ни­ском, 50% – в Цзян­чэн-Ха­ни-Ий­ском, св. 20% – в Нинъ­эр-Ха­ни-Ий­ском и в Чжэнь­юань-И-Ха­ни-Ла­ху­ском ав­то­ном­ных уез­дах), юге гор. окр. Юй­си (до 40% нас. в Юань­цзян-Ха­ни-И-Дай­ском ав­то­ном­ном у.) и в Хун­хэ-Ха­ни-Ий­ском ав­то­ном­ном окр. (св. 16%). Жи­вут так­же на се­ве­ро-за­па­де Вьет­на­ма (се­вер про­вин­ций Лай­тяу и Лао­кай – 21,7 тыс. чел.; 2009, пе­ре­пись) и се­ве­ро-вос­то­ке Лао­са (се­ве­ро-вос­ток пров. Пхонг­са­ли). Го­во­рят на яз. ха­ни (ако­ид­ные язы­ки юж. под­груп­пы ло­лой­ской груп­пы ло­ло-бир­ман­ских язы­ков); пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та (с 1957, кор­рек­ция в 1981). В Ки­тае в чис­ло Х. вклю­ча­ют­ся др. ло­лой­ские груп­пы: ак­ха, ка­до, пиё (би­юэ), хао­ни (вклю­чая бу­ду, буц­зяо и бай­кэ), бай­хун, си­мо­ло, до­ни, аму, со­би и др. Со­хра­ня­ют в осн. тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть дао­сы и хри­стиа­не (гл. обр. сре­ди ка­до и пиё).

Про­ис­хож­де­ние Х. свя­за­но с од­ной из вет­вей ця­нов, пе­ре­се­лив­ших­ся с се­ве­ра в пе­ри­од Наньч­жао; уст­ная тра­ди­ция свя­зы­ва­ет их с йи. За­ни­ма­ют­ся в осн. тер­рас­ным па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (за­лив­ной рис); в 2013 ри­со­вые тер­ра­сы Х. в до­ли­не р. Юаньц­зян, до­сти­гаю­щие не­сколь­ких со­тен уров­ней, вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Древние тра­ди­ции име­ет про­из-во чая (в т. ч. фер­мен­ти­ров. чая пу­эр). Оде­ж­да в осн. из тём­но-си­ней тка­ни; муж­чи­ны но­сят пря­мо­за­стёж­ную курт­ку и шта­ны, бе­лый или чёр­ный тюр­бан, жен­щи­ны – юб­ку с пе­ред­ни­ком или ко­рот­кие шта­ны, ча­сто с чёр­ны­ми но­го­ви­ца­ми, пря­мо- или пра­во­за­паш­ную коф­ту, вы­ши­тый на­груд­ник, се­реб­ря­ные и мед­ные ук­ра­ше­ния. Встре­ча­ет­ся чер­не­ние зу­бов. Для кух­ни традиционна кис­лая и ост­рая пи­ща, коп­чё­ное мя­со. Со­хра­ни­лись то­тем­ные ро­ды (дра­ко­на, ка­ба­на, обе­зья­ны и др.), ха­рак­тер­на т. н. це­поч­ка имён (см. в ст. Йи). В де­рев­нях бы­ли до­ма для юно­шей и для де­ву­шек. Был рас­про­стра­нён культ пред­ков (им по­свя­ща­лась фи­гур­ка, хра­нив­шая­ся в до­маш­нем ал­та­ре), по­кло­ня­лись бо­гам не­ба (Або-Мо­ми) и зем­ли (Аой), не­бес­ной бо­ги­не (Оума), свя­щен­ным го­рам и де­ревь­ям. По­сто­ян­но под­дер­жи­ва­ли в оча­ге огонь. На ру­бе­же 2-го и 3-го ме­ся­цев про­во­ди­лось жерт­во­при­но­ше­ние «де­ре­ву дра­ко­на»; 24-го чис­ла 6-го ме­ся­ца – жерт­во­при­но­ше­ние зем­ле; Но­вый год от­ме­ча­ли на 10-й ме­сяц (в ок­тяб­ре). Празд­ни­ка­ми ру­ко­во­ди­ли вы­бор­ный об­щин­ный рас­по­ря­ди­тель и ша­ман (не­ред­ко жен­щи­на). Со­хра­ня­ют­ся сказ­ки, ми­фы (в т. ч. о Все­мир­ном по­то­пе), ле­ген­ды о куль­тур­ных ге­ро­ях, по­ли­фо­нич. пе­ние; муз. ин­ст­ру­мен­ты – флей­та (ла­би) и 3-струн­ная лют­ня (ла­хе).

Лит.: Ре­ше­тов А. М. Ха­ни // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Olson J. S. Hani // Olson J. S. An ethnohistorical dictionary of China. Westport, 1998; Ха­ниц­зу цзянь­ши. Пе­кин, 2008.

Вернуться к началу