ХА́НИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́НИ (самоназвание – люди), тибето-бирманский народ на юго-западе Китая (юг пров. Юньнань). Численность 1,7 млн. чел. (2010, перепись). Живут в междуречье Ланьцанцзян (Меконг) и Юаньцзян (Красная) на востоке гор. окр. Пуэр (ок. 60% нас. в Моцзян-Ханиском, 50% – в Цзянчэн-Хани-Ийском, св. 20% – в Нинъэр-Хани-Ийском и в Чжэньюань-И-Хани-Лахуском автономных уездах), юге гор. окр. Юйси (до 40% нас. в Юаньцзян-Хани-И-Дайском автономном у.) и в Хунхэ-Хани-Ийском автономном окр. (св. 16%). Живут также на северо-западе Вьетнама (север провинций Лайтяу и Лаокай – 21,7 тыс. чел.; 2009, перепись) и северо-востоке Лаоса (северо-восток пров. Пхонгсали). Говорят на яз. хани (акоидные языки юж. подгруппы лолойской группы лоло-бирманских языков); письменность на основе лат. алфавита (с 1957, коррекция в 1981). В Китае в число Х. включаются др. лолойские группы: акха, кадо, пиё (биюэ), хаони (включая буду, буцзяо и байкэ), байхун, симоло, дони, аму, соби и др. Сохраняют в осн. традиц. верования, есть даосы и христиане (гл. обр. среди кадо и пиё).
Происхождение Х. связано с одной из ветвей цянов, переселившихся с севера в период Наньчжао; устная традиция связывает их с йи. Занимаются в осн. террасным пашенным земледелием (заливной рис); в 2013 рисовые террасы Х. в долине р. Юаньцзян, достигающие нескольких сотен уровней, включены в список Всемирного наследия. Древние традиции имеет произ-во чая (в т. ч. ферментиров. чая пуэр). Одежда в осн. из тёмно-синей ткани; мужчины носят прямозастёжную куртку и штаны, белый или чёрный тюрбан, женщины – юбку с передником или короткие штаны, часто с чёрными ноговицами, прямо- или правозапашную кофту, вышитый нагрудник, серебряные и медные украшения. Встречается чернение зубов. Для кухни традиционна кислая и острая пища, копчёное мясо. Сохранились тотемные роды (дракона, кабана, обезьяны и др.), характерна т. н. цепочка имён (см. в ст. Йи). В деревнях были дома для юношей и для девушек. Был распространён культ предков (им посвящалась фигурка, хранившаяся в домашнем алтаре), поклонялись богам неба (Або-Моми) и земли (Аой), небесной богине (Оума), священным горам и деревьям. Постоянно поддерживали в очаге огонь. На рубеже 2-го и 3-го месяцев проводилось жертвоприношение «дереву дракона»; 24-го числа 6-го месяца – жертвоприношение земле; Новый год отмечали на 10-й месяц (в октябре). Праздниками руководили выборный общинный распорядитель и шаман (нередко женщина). Сохраняются сказки, мифы (в т. ч. о Всемирном потопе), легенды о культурных героях, полифонич. пение; муз. инструменты – флейта (лаби) и 3-струнная лютня (лахе).