Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУРУ́НГИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ледков

ГУРУ́НГИ (са­мо­на­зва­ния: гу­рунг, та­му – всад­ни­ки), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род в Не­па­ле. Жи­вут в рай­оне г. Дхау­ла­ги­ри и верх­них при­то­ков р. Ган­дак. Чис­лен­ность 543,6 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Св. 100 тыс. чел. про­жи­ва­ют в Ин­дии (шта­ты Сик­ким, Зап. Бен­га­лия и Ут­тар-Пра­деш) и в Бу­та­не. Ок. 50% Г. го­во­рят на язы­ках гу­рунг (та­му­к­ви) та­манг­ской груп­пы бод­ской вет­ви ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков. Пись­мен­ность на де­ва­на­га­ри, ве­дут­ся ра­дио­пе­ре­да­чи. Ос­таль­ные пе­ре­шли на не­па­ли, рас­про­стра­не­ны так­же англ. яз., гха­ле, не­вар­ский и др. Г. в осн. буд­ди­сты (ма­хая­на, в Бу­та­не – друк­па кард­жу­па), ис­пы­ты­ва­ют влия­ние ин­ду­из­ма, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Гурунги. Просеивание риса.

Пред­ки Г., ве­ро­ят­но, пе­ре­се­ли­лись в Не­пал из Ти­бе­та в 7–8 вв. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для при­ги­ма­лай­ских рай­онов Азии. Осн. тра­диц. за­ня­тие (осо­бен­но на се­ве­ре) – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. За­ни­ма­лись транс­ги­ма­лай­ской тор­гов­лей. Позд­нее осн. за­ня­ти­ем ста­ло по­лив­ное и бо­гар­ное, в т. ч. тер­рас­ное, зем­леде­лие. Из ре­мё­сел раз­ви­та об­ра­бот­ка шер­сти. Мно­гие Г. слу­жат в ар­мии и по­ли­ции, а так­же в гуркх­ских час­тях ар­мий Не­пала и Ин­дии (см. в ст. Гур­кхи). Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на 2 эн­до­гам­ные фратрии: чар джат («че­ты­ре кла­на») – из 4 и со­ра джат («ше­ст­на­дцать кла­нов») – из 16 пат­ри­ли­ней­ных эк­зо­гам­ных кла­нов; чар джат пре­им. ско­то­во­ды, име­ют бо­лее вы­со­кий ста­тус, чем зем­ле­дель­цы со­ра джат. Са­мым знат­ным счи­та­ет­ся клан Гха­ле. Об­ра­бот­кой же­ле­за и ко­жи и про­из­вод­ст­вом оде­ж­ды тра­ди­ци­он­но за­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­те­ли не­па­ли­языч­ных не­при­ка­сае­мых каст. По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют до 700 до­мов, до 1950-х гг. управ­ля­лись со­ве­та­ми ста­рей­шин из наи­бо­лее влия­тель­ных се­мей. Тра­диционное жи­ли­ще – оваль­ное в пла­не с 4-скат­ной кры­шей из кар­ка­са, об­ма­зан­но­го гли­ной, позд­нее – из кам­ня, 2-этаж­ное: в ниж­нем эта­же жи­лые, в верх­нем – хо­зяйственные по­ме­ще­ния. Тра­дицион­ная жен­ская оде­ж­да – рас­паш­ная коф­та, юб­ка, шер­стя­ная на­кид­ка че­рез ле­вое пле­чо, во­круг талии по­вя­зы­ва­ют­ся шер­стя­ная шаль и по­яс дли­ной до 4 м. За­муж­ние жен­щи­ны но­сят брас­ле­ты из крас­но­го стек­ла, ко­то­рые раз­би­ва­ют по смер­ти му­жа. До сер. 20 в. пре­об­ла­да­ли рас­ши­рен­ные се­мьи, патрилинейные кланы и линиджи, воз­глав­ля­емые ста­рей­ши­на­ми (крох, мук­хия). Брак до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка мат­рилокальный, за­тем – пат­ри­ло­каль­ный, бы­то­ва­ла по­ли­ги­ния, пред­по­чи­та­лись кросс­ку­зен­ные бра­ки. Терминология родства бифуркативная, отмечаются следы обмена сёстрами. Су­ще­ст­ву­ют воз­ра­ст­ные (но­гар) и мо­ло­дёж­ные объ­е­ди­не­ния (ро­ди). Фольк­лор – лю­бов­ные пес­ни, ис­пол­няе­мые под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов; пас­ту­ше­ские пес­ни и тан­цы, со­про­во­ж­дае­мые иг­рой на 2-струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те, и др. Тра­диц. об­ря­ды от­прав­ля­ют­ся жре­ца­ми (под­жу и клеб­ре). Рас­про­стра­не­на ти­бет­ская ре­ли­гия бон. Из празд­ни­ков ха­рак­тер­на зим­няя по­ми­наль­ная це­ре­мо­ния пае ла­ва: под пе­ние ми­фов жре­цы тан­цу­ют во­круг изо­бра­же­ний умер­ших, сде­лан­ных из бам­бу­ко­во­го кар­ка­са, об­ла­чён­но­го в их оде­ж­ды, уст­раи­ва­ют­ся мас­со­вые жерт­во­при­но­ше­ния ско­та, ри­ту­аль­ный та­нец-со­стя­за­ние ме­ж­ду жре­цом и од­ним из род­ст­вен­ни­ков умер­ше­го и т. п. Вес­ной ис­пол­ня­ет­ся об­ряд гар­да ше­ба: 2 де­вуш­ки в со­стоя­нии тран­са тан­цу­ют до 12 ч под­ряд под муж­ское пе­ние о ле­ген­дар­ном ко­ро­ле Тха­ку­ри. Из­вест­ны ис­то­рич. пре­да­ния «Пье­танл­ху­тан». В Бе­си­са­ха­ре уст­раи­ва­ет­ся фес­ти­валь куль­ту­ры та­му.

Лит.: Messerschmidt D. A. The Gurungs of Nepal: Conflict and Change in a Village Society. L., 1976; Pignède B. The Gurungs. 2nd ed. Ka­thmandu, 1993; Macfarlane A. Resources and Population. A study of the Gu­rungs of Nepal. 2nd ed. Kathmandu, 2003; Macfarlane A., Gu­rung I. A guide to the Gurung // http://www. alanmacfar­lane.com/ TEXTS/Gurung_guide.pdf.

Вернуться к началу