ГУРУ́НГИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУРУ́НГИ (самоназвания: гурунг, таму – всадники), тибето-бирманский народ в Непале. Живут в районе г. Дхаулагири и верхних притоков р. Гандак. Численность 543,6 тыс. чел. (2001, перепись). Св. 100 тыс. чел. проживают в Индии (штаты Сикким, Зап. Бенгалия и Уттар-Прадеш) и в Бутане. Ок. 50% Г. говорят на языках гурунг (тамукви) тамангской группы бодской ветви тибето-бирманских языков. Письменность на деванагари, ведутся радиопередачи. Остальные перешли на непали, распространены также англ. яз., гхале, неварский и др. Г. в осн. буддисты (махаяна, в Бутане – друкпа карджупа), испытывают влияние индуизма, часть сохраняет традиц. верования.
Предки Г., вероятно, переселились в Непал из Тибета в 7–8 вв. Традиц. культура типична для пригималайских районов Азии. Осн. традиц. занятие (особенно на севере) – отгонное скотоводство. Занимались трансгималайской торговлей. Позднее осн. занятием стало поливное и богарное, в т. ч. террасное, земледелие. Из ремёсел развита обработка шерсти. Многие Г. служат в армии и полиции, а также в гуркхских частях армий Непала и Индии (см. в ст. Гуркхи). Сохраняется деление на 2 эндогамные фратрии: чар джат («четыре клана») – из 4 и сора джат («шестнадцать кланов») – из 16 патрилинейных экзогамных кланов; чар джат преим. скотоводы, имеют более высокий статус, чем земледельцы сора джат. Самым знатным считается клан Гхале. Обработкой железа и кожи и производством одежды традиционно занимаются представители непалиязычных неприкасаемых каст. Поселения насчитывают до 700 домов, до 1950-х гг. управлялись советами старейшин из наиболее влиятельных семей. Традиционное жилище – овальное в плане с 4-скатной крышей из каркаса, обмазанного глиной, позднее – из камня, 2-этажное: в нижнем этаже жилые, в верхнем – хозяйственные помещения. Традиционная женская одежда – распашная кофта, юбка, шерстяная накидка через левое плечо, вокруг талии повязываются шерстяная шаль и пояс длиной до 4 м. Замужние женщины носят браслеты из красного стекла, которые разбивают по смерти мужа. До сер. 20 в. преобладали расширенные семьи, патрилинейные кланы и линиджи, возглавляемые старейшинами (крох, мукхия). Брак до рождения первого ребёнка матрилокальный, затем – патрилокальный, бытовала полигиния, предпочитались кросскузенные браки. Терминология родства бифуркативная, отмечаются следы обмена сёстрами. Существуют возрастные (ногар) и молодёжные объединения (роди). Фольклор – любовные песни, исполняемые под аккомпанемент барабанов; пастушеские песни и танцы, сопровождаемые игрой на 2-струнном смычковом инструменте, и др. Традиц. обряды отправляются жрецами (поджу и клебре). Распространена тибетская религия бон. Из праздников характерна зимняя поминальная церемония пае лава: под пение мифов жрецы танцуют вокруг изображений умерших, сделанных из бамбукового каркаса, облачённого в их одежды, устраиваются массовые жертвоприношения скота, ритуальный танец-состязание между жрецом и одним из родственников умершего и т. п. Весной исполняется обряд гарда шеба: 2 девушки в состоянии транса танцуют до 12 ч подряд под мужское пение о легендарном короле Тхакури. Известны историч. предания «Пьетанлхутан». В Бесисахаре устраивается фестиваль культуры таму.