КАРЕ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРЕ́НЫ (бирм. – кайин, монское – кареанг, тайское – йан), группа народов на юге и юго-востоке Мьянмы (нац. области Карен, Кая, Мон и Шан, адм. области Иравади, Баго и Танинтайи) и северо-западе Таиланда. Говорят на каренских языках. К сев. К. относятся пао (таунду) – св. 700 тыс. чел. на юго-западе нац. области Шан. Юго-вост. К. включают: сго (бирм. – сако кайин, сахво кайин, бама кайин; букв. – бирманские К.) – 1,8 млн. чел. в дельте Иравади и горах Пегу-Йома (адм. обл. Баго) и ок. 360 тыс. чел. в Таиланде; пво (самоназвание – пхлоун, бирм. – поу кайин, мун кайин; букв. – монские К.), делятся на западных – св. 220 тыс. чел. в дельте Иравади и восточных – 1,1 млн. чел. в нац. областях Карен и Мон и на юге адм. обл. Танинтайи, до 100 тыс. пво живут в Таиланде; кая (красные К.) – св. 530 тыс. чел. в нац. обл. Кая, на севере нац. обл. Карен и св. 100 тыс. чел. в Таиланде; бве – св. 20 тыс. чел. в районе городов Тандаун и Таунгу в нац. обл. Карен; близкие к бве геба (вост. бве) – 10 тыс. чел. на севере нац. обл. Кая и на юге нац. обл. Шан и бре (брек, пре) – св. 20 тыс. чел. на юго-западе нац. обл. Кая и северо-востоке нац. области Карен; падаунг (кайан) – св. 50 тыс. чел. на северо-западе нац. обл. Кая, на севере нац. обл. Карен и на юго-западе нац. обл. Шан; возможно, близкие к падаунг йейнбо – 10 тыс. чел. на востоке нац. обл. Шан; лахта (кхахта, тару) – 10 тыс. чел. на юге нац. обл. Шан. К К. также относятся: гекхо – 13 тыс. чел. на севере нац. обл. Карен, западе нац. обл. Кая и юго-западе нац. обл. Шан; маны (мано) – 10 тыс. чел. на западе нац. обл. Кая; йинтале – 10 тыс. чел. в нац. обл. Кая; мопва (монепва, могва, паку) – 7,2 тыс. чел. на западе обл. Кая и др. Общая численность от 5 до 7 млн. чел. (2008, оценка). В осн. буддисты, ок. 20% – христиане (гл. обр. баптисты), часть сохраняют традиц. верования.
Проникновение протокаренских племён на территорию Мьянмы и Таиланда с севера началось, вероятно, в сер. 1-го тыс. н. э. Занимают пограничное положение между равнинными (мьянма, тайцами и монами) и горными народами. Обслуживали караванную торговлю, занимались работорговлей. У кая существовали княжества Кантаравади, Чебоджи и Болакхе. В колониальный период участвовали в низших звеньях администрации. В 1926 брит. правительство переселило часть К. на Андаманские о-ва (ныне ок. 1 тыс. чел. в 6 деревнях). Среди К. распространены сепаратистские тенденции. С 1948 действуют Каренский нац. союз и его воен. крыло – Каренская нац. освободит. армия. Воен. конфликты с правительством Мьянмы вызвали эмиграцию К. в Таиланд. В 1997 образована Орг-ция каренской солидарности. У кая с 1957 действуют Нац. прогрессивная партия Каренни и её воен. крыло – Армия Каренни, с 1978 – Фронт нац. освобождения Каренни.
Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Азии. Занимаются земледелием (осн. культура – рис), разводят быков и буйволов, в горах – коз. До сер. 20 в. сохранялись коллективная охота, в которой участвовало всё местное мужское население, отлов слонов. Развито плетение из бамбука и ротанга, у кая – горнорудное дело и бронзолитейное ремесло (в т. ч. изготовление священных барабанов пази с многолучевой розеткой и фигурками лягушек на верхней деке). Часть К. занимается отходничеством, работает на лесозаготовках и рудниках, живёт в городах. Свайное жилище на побережье близко к бирманскому, в предгорьях – к шанскому, у кая – часто сдвоенное. В горах распространены поселения кучевой планировки, до кон. 19 в. сохранялись длинные дома. Одежда – саронг у мужчин (у кая – широкие короткие штаны) и прямая сшитая юбка у женщин, прямозастёжная куртка без рукавов; на севере костюм близок к шанскому. Мужчины носили повязку вокруг головы, у кая – с узлом над ухом. Женщины кая оборачивали тело полотнищем и подпоясывались длинным широким шарфом, конец которого перекидывался через плечо; на плечах носили плащ. В одежде ряда групп преобладал белый (т. н. белые К.) или чёрный (т. н. чёрные К.) цвет. Распространены татуировка (в осн. у мужчин), ножные и ручные браслеты, у падаунг – ожерелья-«воротники», удлиняющие шею, в виде спиралей из латунной проволоки (которая служила эквивалентом денег) у женщин. Осн. праздник – Новый год (в декабре). Счёт родства билатеральный с элементами матрилатеральности. Запрещены кузенные браки (в исключит. случаях разрешается брак между сыном старшего сиблинга и дочерью младшего сиблинга) и браки между матрилатеральными родственниками. Система терминов родства бифуркативного типа с делением сиблингов и сиблингов родителей по относит. возрасту, а кузенов – по относит. возрасту их родителей. Брат матери и сестра отца отождествляются, соответственно, с отцом и матерью супруга. Термины делятся на референтивные и вокативные. Практикуются текнонимия, парные термины родства (дау пхо па ‘ребёнок и отец’, дау пиу вае ‘младший и старший сиблинг’ и пр.) и наименование детей по порядку рождения. Распространено побратимство (до). Родственники по женской линии имеют общий культ предков и ритуалы жизненного цикла (ау хае).