ГА́РО
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́РО (самоназвание a’chick mande – горный человек), тибето-бирм. народ на северо-востоке Индии. Населяют в осн. горы Гаро на западе Ассамского плато (штаты Мегхалая и Ассам). Численность св. 1 млн. чел. (2006, оценка). Живут также в Бангладеш (42 тыс. чел.). Язык – гаро группы бодо-гаро ветви сал (цзинпо-коньяк-бодо) тибето-бирманских языков; к Г. причисляются также кочу, говорящие на близких к яз. гаро кочских языках. Письменность на основе лат. графики, ранее использовали бенгальское письмо. Распространены также ассамский, бенгальский и др. языки. Св. 80% Г. – христиане (в осн. баптисты), св. 10% – индуисты, есть небольшие группы буддистов и мусульман.
Согласно легенде, предки Г. переселились из юго-вост. Тибета. Г. делятся на группы: абенг, матабенг, чисак, акаве, дуал, матчи и др. Относятся к общности адиваси. Осн. традиц. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие; расчищенное поле служит обычно два года: 1-й год засевается смешанными культурами (рис, хлопок, чили, имбирь и др.), 2-й – рисом. В долинах развивается орошаемое пашенное земледелие (в осн. заливной рис). Сохраняются охота, рыболовство, собирательство. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней, птицу. Традиц. ремёсла – ткачество, изготовление циновок и лодок. Традиц. поселения располагаются в долинах и по невысоким склонам, насчитывают от 10 до 60 хозяйств. Дома длиной до 80 м со стенами, плетёнными из бамбука, окружают открытую площадку для собраний и церемоний (атела); в центре находится дом вождя-нокмы и дом холостяков (нокпанте). В поселении имеются места для кремации умерших и погребения праха, священные рощи, алтари, отдельно стоят амбары для риса. Традиц. одежда несшитая: набедренная повязка (часто синяя), накидка и тюрбан у мужчин, ткань, повязанная на груди и доходящая до колен, – у женщин. Существует деление на 2 главные экзогамные группы (катчи) – марак и сангма. Катчи подразделяются на роды и линиджи (махари). Характерна устойчивая брачная связь между 2 линиджами: каждый линидж образует ядро поселения, возглавляется мужем старшей женщины (нокма), власть которого переходит предпочтительно к племяннику-зятю; мужчины материнского линиджа составляют совет (чратанг). Земля (акинг) находится в собственности жены нокмы. В семье наследуют обычно младшая дочь и её муж; для наследницы предписывается патрилатеральный кросс-кузенный брак (система нокром), остальные дочери поселяются с мужьями отдельно. Брак наследницы обставляется обрядом «ловли жениха» (аналогично обряду умыкания невесты при патрилокальном браке). Сохраняются культы богов и духов (пантеон возглавляет бог-творец Татар-Рабуга и культурный герой Салджонгом), лесных духов (мите), предков, жертвоприношения, аграрные праздники (главный – осенний праздник Вангала), лечебная магия (среди мужчин), вера в перерождение; до сер. 20 в. практиковалась охота за головами.
Музыка и танцы Г. имеют гл. обр. культовые функции, исполняются во время традиц. с.-х. и семейных праздников. Муз. инструментарий характерен для Сев.-Вост. Индии, включает струнные (дотронг, саренда), духовые (адил, санаи, бангси), идиофоны и мембранофоны. Бытуют песни (на древних диалектах), устные рассказы.