Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́РО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 413-414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина

ГА́РО (са­мо­на­зва­ние a’chick mande – гор­ный че­ло­век), ти­бе­то-бирм. на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии. На­се­ля­ют в осн. го­ры Га­ро на за­па­де Ас­сам­ско­го пла­то (шта­ты Мег­ха­лая и Ас­сам). Чис­лен­ность св. 1 млн. чел. (2006, оцен­ка). Жи­вут так­же в Банг­ла­деш (42 тыс. чел.). Язык – га­ро груп­пы бо­до-га­ро вет­ви сал (цзин­по-конь­як-бо­до) ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ков; к Г. при­чис­ля­ют­ся так­же ко­чу, го­во­ря­щие на близ­ких к яз. га­ро коч­ских язы­ках. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, ра­нее ис­поль­зо­ва­ли бен­галь­ское пись­мо. Рас­про­стра­не­ны так­же ас­сам­ский, бен­галь­ский и др. язы­ки. Св. 80% Г. – хри­стиа­не (в осн. бап­ти­сты), св. 10% – ин­дуи­сты, есть не­боль­шие груп­пы буд­ди­стов и му­суль­ман.

Женщины гаро.

Со­глас­но ле­ген­де, пред­ки Г. пе­ре­се­ли­лись из юго-вост. Ти­бе­та. Г. де­лят­ся на груп­пы: абенг, ма­та­бенг, чи­сак, ака­ве, ду­ал, мат­чи и др. От­но­сят­ся к общ­но­сти ади­ва­си. Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие; рас­чи­щен­ное по­ле слу­жит обыч­но два го­да: 1-й год за­се­ва­ет­ся сме­шан­ны­ми куль­ту­ра­ми (рис, хло­пок, чи­ли, им­бирь и др.), 2-й – ри­сом. В до­ли­нах раз­ви­ва­ет­ся оро­шае­мое па­шен­ное зем­ле­де­лие (в осн. за­лив­ной рис). Со­хра­ня­ют­ся охо­та, ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во. Раз­во­дят круп­ный ро­га­тый скот, коз, сви­ней, пти­цу. Тра­диц. ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние ци­но­вок и ло­док. Тра­диц. по­се­ле­ния рас­по­ла­га­ют­ся в до­ли­нах и по не­вы­со­ким скло­нам, на­счи­ты­ва­ют от 10 до 60 хо­зяйств. До­ма дли­ной до 80 м со сте­на­ми, пле­тён­ны­ми из бам­бу­ка, ок­ру­жа­ют от­кры­тую пло­щад­ку для со­б­ра­ний и це­ре­мо­ний (ате­ла); в цен­тре на­хо­дит­ся дом во­ж­дя-нок­мы и дом хо­ло­стя­ков (нок­пан­те). В по­се­ле­нии име­ют­ся мес­та для кре­ма­ции умер­ших и по­гре­бе­ния пра­ха, свя­щен­ные ро­щи, ал­та­ри, от­дель­но сто­ят ам­ба­ры для ри­са. Тра­диц. оде­ж­да не­сши­тая: на­бед­рен­ная по­вяз­ка (час­то си­няя), на­кид­ка и тюр­бан у муж­чин, ткань, по­вя­зан­ная на гру­ди и до­хо­дя­щая до ко­лен, – у жен­щин. Су­ще­ст­ву­ет де­ле­ние на 2 глав­ные эк­зо­гам­ные груп­пы (кат­чи) – ма­рак и сан­гма. Кат­чи под­раз­де­ля­ют­ся на ро­ды и ли­нид­жи (ма­ха­ри). Ха­рак­тер­на ус­той­чи­вая брач­ная связь ме­ж­ду 2 ли­нид­жа­ми: ка­ж­дый ли­нидж об­ра­зу­ет яд­ро по­се­ле­ния, воз­глав­ля­ет­ся му­жем стар­шей жен­щи­ны (нок­ма), власть ко­то­ро­го пе­ре­хо­дит пред­поч­ти­тель­но к пле­мян­ни­ку-зя­тю; муж­чи­ны ма­те­рин­ско­го ли­ни­джа со­став­ля­ют со­вет (чра­танг). Зем­ля (акинг) на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти же­ны нок­мы. В се­мье на­сле­ду­ют обыч­но млад­шая дочь и её муж; для на­след­ни­цы пред­пи­сы­ва­ет­ся пат­ри­ла­те­раль­ный кросс-ку­зен­ный брак (сис­те­ма нок­ром), ос­таль­ные до­че­ри по­се­ля­ют­ся с мужь­я­ми от­дель­но. Брак на­след­ни­цы об­став­ля­ет­ся об­ря­дом «лов­ли же­ни­ха» (ана­ло­гич­но об­ря­ду умы­ка­ния не­вес­ты при пат­ри­ло­каль­ном бра­ке). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты бо­гов и ду­хов (пан­те­он воз­глав­ля­ет бог-тво­рец Та­тар-Ра­бу­га и куль­тур­ный ге­рой Салд­жон­гом), лес­ных ду­хов (ми­те), пред­ков, жерт­во­при­но­ше­ния, аг­рар­ные празд­ни­ки (глав­ный – осен­ний празд­ник Ван­га­ла), ле­чеб­ная ма­гия (сре­ди муж­чин), ве­ра в пе­ре­ро­ж­де­ние; до сер. 20 в. прак­ти­ко­ва­лась охо­та за го­ло­ва­ми.

Му­зы­ка и тан­цы Г. име­ют гл. обр. куль­то­вые функ­ции, ис­пол­ня­ют­ся во вре­мя тра­диц. с.-х. и се­мей­ных празд­ни­ков. Муз. ин­ст­ру­мен­та­рий ха­рак­те­рен для Сев.-Вост. Индии, вклю­ча­ет струн­ные (до­тронг, са­рен­да), ду­хо­вые (адил, са­наи, банг­си), идио­фо­ны и мем­бра­но­фо­ны. Бы­ту­ют пес­ни (на древ­них диа­лек­тах), уст­ные рас­ска­зы.

Лит.: Playfair A. The Garos. L., 1909; Bur­ling R. Rengsanggri: family and kinship in a Ga­ro village. Phil., [1963]; Nakane Ch. Garo and Khasi: a comparative study in matrilineal sys­tems. P., 1967; Ма­ре­ти­на С. А. Ма­лые на­ро­ды Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ин­дии // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978; она же. Эво­лю­ция об­ще­ст­вен­но­го строя у гор­ных на­ро­дов Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ин­дии. М., 1980.

Вернуться к началу