ЛАДА́КХИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАДА́КХИ (ладаки), тибето-бирманский народ на севере Индии (историч. обл. Ладакх – в горах Ладакх на юго-востоке штата Джамму и Кашмир) и на юго-западе Китая (на плоскогорье Чангтанг, у. Гар окр. Нгари на западе Тибетского автономного р-на). Численность в Индии ок. 160 тыс. чел., в Китае 12 тыс. чел. (кон. 20 в., оценка); число мужчин более чем на 10% превосходит число женщин. Говорят на ладакхском наречии (ладакхи) зап.-тибетского яз. тибет. ветви тибето-бирманских языков; диалекты: собственно ладакхи, или лехский (в районе столицы Ладакха – Лех); нубра (в долине р. Нубра к северу от Леха); нижний ладакхи, или шамма (в долине Инда к западу и югу); стотский (в долине Инда к юго-востоку); верхний ладакхи, или чампа, чантхан (плоскогорье Чангтанг к востоку и юго-востоку). Письменность на основе тибет. письма, с кон. 1940-х гг. – также на основе лат. графики. До 40% говорят на тибет. яз., в городах распространены также урду, хинди и англ. яз. Большинство Л. – буддисты (школа друкпа), есть мусульмане (шииты) и индуисты. Входят в группу адиваси.
В 1 в. Ладакх входил в Кушанское царство, находился на Великом шёлковом пути. С 8 в. попеременно был под властью Тибета и Китая. После распада Тибетской империи (842) образовалось самостоят. княжество. До 8 в. в Вост. Ладакхе исповедовали религию бон. Буддизм впервые появляется в Ладакхе во 2 в., широкое распространение получил в 8–9 вв. (традиция связывает это с деятельностью Падмасамбхавы). С 13 в. в Ладакх проникает ислам. В 1470–1834 Ладакх находился под властью династии Намгьял, временами простиравшейся до Непала и Сиккима (её представители правили в Сиккиме в 1642–1975). Л. участвовали в караванной торговле между Индией и Китаем, Монголией, Тибетом: в обязанности правителя Ладакха входило обеспечение транзитной торговли, обслуживание торговли было обязательной повинностью населения. В 1834 Ладакх завоёван кн-вом Джамму.
По традиц. культуре близки к тибетцам и народам пригималайских районов Индии. Выращивают в осн. ячмень (самые высокогорные поля в мире), а также рис (его посевы субсидируются государством), пшеницу, гречиху, бобовые, корнеплоды, люцерну, яблоки и абрикосы. Применяют искусств. орошение и террасирование горных склонов. В высокогорных районах занимаются полукочевым скотоводством, разводят яков, овец и особенно коз, дающих шерсть для выделки кашмирских шалей (были осн. поставщиками шерсти в Кашмир). Транзитной торговлей занимались в осн. мусульмане. Характерен женский головной убор – высокая цилиндрич. шапка с отворотами (рис.), праздничный (перак) – сложной формы с широкими отворотами, напоминающими «уши», центр. часть обтянута красной тканью, со лба через темя спускается на затылок, иногда достигает талии, на неё нашиты куски бирюзы (их число указывает на социальный статус женщины); перак передаётся по наследству. Традиц. кухня близка к тибетской: распространены жареная ячменная мука (цзамба), тибетский суп (тупа), чай с маслом, солью и цзамбой и т. д. Социальная организация близка центральнотибетской. Счёт родства патрилинейный: ребёнок наследует «кость» (рус) от патрилинейных родственников отца и «плоть» (ша) от патрилинейных родственников матери. Распространены патрилинейные роды (рус-па) и особые группы (пха спун), объединяющие мужских членов рус-па и их жён. Каждый род имеет своего духа-покровителя (пха лха – «бог наших отцов»), для почитания которого отводится отд. комната в доме. Выделяются также билатеральные экзогамные группы родственников до 5–6-го колена. Из-за малоземелья у Л. господствовал майорат. Послебрачное поселение вирилокальное. Характерен высокий статус женщин. До 1940-х гг. была широко распространена братская полиандрия, дети считались общими и получали наследство в порядке старшинства. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом «омаха»; сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу. Важную роль в культуре сохраняют монастыри (гомпа): Хемис, Ламаюру, Ликир и др. Каждые 12 лет в июне или июле, в год обезьяны, отмечается религ. праздник, приуроченный ко дню рождения Падмасамбхавы. Ежегодно 1–15 сентября проводится Ладакхский фестиваль. В монастырях устраиваются театрализов. представления (цам) с масками. Распространены местные варианты тибет. эпоса «Кесар Сага». Практикуется шаманизм.