ЛА́ХУ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ХУ (самоназвание – лахуя; кит. – лахуцзу; бирманское – моусхоу; тайское – муссо, муссур – охотник; в Лаосе также куй), тибето-бирманский народ в Юго-Вост. Азии. Живут на юго-западе Китая (453,7 тыс. чел. – 2000, перепись; в осн. автономные уезды Ланьцан-Лахуский, Мынлянь-Дай-Лаху-Ваский и Чжэньюань-И-Хани-Лахуский в округе Пуэр и Шуанцзян-Лаху-Ва-Булан-Дайский в округе Линьцан на юго-западе пров. Юньнань), востоке Мьянмы (155 тыс. чел., в осн. в районе г. Чёнгтун в нац. округе Шан), севере Таиланда (54 тыс. чел., пров. Чиангмай, Чианграй, Мэхонгсон, Лампанг и Так), северо-западе Вьетнама (15,6 тыс. чел., пров. Лайтяу) и Лаоса (14 тыс. чел., пров. Бокео). Общая численность – св. 760 тыс. чел. (2009, оценка). Делятся на группы: лаху-на (чёрные Л., сев. Л.), лаху-ньи (красные Л., юж. Л.), лаху-щи (жёлтые Л., кви, кхакуи, кохо, куцун), лаху-пхунг (белые Л.), лаху-щелэ и др. Говорят на языках лаху-на (чёрно-лахуском) и лаху-щи (жёлто-лахуском) центр. группы лоло-бирманских языков. Лаху-на – офиц. яз. в Ланьцан-Лахуском уезде, распространён также среди акха, яо и др. горных народов. Письменность для лаху-на создана миссионерами в 19 в. в Мьянме на лат. графич. основе в католической и протестантской разновидностях, позднее в Китае была создана ещё одна орфография на лат. основе. Для лаху-щи в Таиланде орфография разработана в кон. 1990-х гг. Большинство Л. в Китае владеет кит. языком. Часть Л. придерживается традиц. верований, св. половины – христиане (католики и протестанты, особенно многочисленны в Мьянме), лаху-щи в осн. буддисты (махаяна). Среди Л. Мьянмы, Таиланда и Лаоса распространены мессианистские движения.
Предки Л., по-видимому, вместе с йи участвовали в создании государств Наньчжао и Дали (7–13 вв.). С 17 в. в кит. историч. хрониках упоминаются как лохэй. Л. неоднократно поднимали восстания против династии Цин (крупнейшее – вместе с тай в 1726), в отдалённых районах сохраняли независимость. В 18–20 вв. переселялись на север Индокитая. В 1975 часть Л. из Лаоса эмигрировала в США.
Традиц. культура Л. типична для народов Юго-Вост. Азии. Занимаются ручным подсечно-огневым и поливным земледелием, щи – ручным. Сохраняют значение охота и собирательство (у лаху-щи преобладали до сер. 20 в.). По преданиям, существовал обычай охоты на тигра, которого ловили живым, затем убивали и съедали сообща. Из ремёсел развиты кузнечное, плетение из бамбука (подносы, мебель, циновки, утварь), ткачество, ювелирное дело. Поселения насчитывают по 3–4 свайных дома из дерева или бамбука; у соседних народов заимствуют наземное жилище. Дом делится на спальни и общую комнату с очагом в центре; в доме главы поселения находится алтарь предков. Одежда – штаны и правозапашные куртка без воротника (у мужчин) или халат с высоким воротником (у женщин). Мужчины повязывают голову шарфом. Лаху-щи носили набедренные повязки из коры кокосовой пальмы или банановых листьев. Семья малая, счёт родства билатеральный. У лаху-ньи билатеральные родств. группы, охватывающие кузенов 2-й степени, экзогамны. Брачное поселение матрилокальное. Известны брачный выкуп и отработки за жену. Система терминов родства бифуркативного (местами под кит. влиянием бифуркативно-линейного) типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу, однополые сиблинги родителей делятся по относит. возрасту. Дети обозначаются по порядку рождения. Термины родства делятся на вокативные и референтивные; распространены парные термины. Традиционные имена состоят из двух частей: первая часть указывает на пол ребёнка (у мальчиков – Ка-, у девочек – На-), вторая – на порядковый номер рождения среди братьев и сестёр или имя животного, в день которого (по 12-дневному циклу) он родился. У лаху-щи родств. группа возглавлялась старейшиной. Традиц. культы – предков, духов; магия, шаманизм. Существуют мифы о сотворении мира, о происхождении Л. из тыквы, передаваемые проф. сказителями. Верховное божество – творец Г’ыша. Осн. праздники – Новый год (Лахукуо) в январе-феврале, праздники факелов и др. По праздникам приносят в жертву кур, готовят рисовые лепёшки. Лаху-щи после смерти члена группы покидают поселение. Среди традиционных муз. инструментов – губной орган лушенг.