Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ХУ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 83

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин; Г. В. Дзибель (терминология родства)
Фото Benjamas Boonyarit Лаху из пров. Чианграй (Таиланд).

ЛА́ХУ (са­мо­на­зва­ние – ла­хуя; кит. – ла­ху­цзу; бир­ман­ское – моу­схоу; тай­ское – мус­со, мус­сур – охот­ник; в Лао­се так­же куй), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род в Юго-Вост. Азии. Жи­вут на юго-за­па­де Ки­тая (453,7 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись; в осн. ав­то­ном­ные уез­ды Лань­цан-Ла­ху­ский, Мын­лянь-Дай-Ла­ху-Ва­ский и Чжэнь­юань-И-Ха­ни-Ла­ху­ский в ок­ру­ге Пу­эр и Шу­анц­зян-Ла­ху-Ва-Булан-Дай­ский в ок­ру­ге Линь­цан на юго-за­па­де пров. Юнь­нань), вос­то­ке Мьян­мы (155 тыс. чел., в осн. в рай­оне г. Чёнг­тун в нац. ок­ру­ге Шан), се­ве­ре Таи­лан­да (54 тыс. чел., пров. Чи­ан­гмай, Чи­ан­грай, Мэ­хонг­сон, Лам­панг и Так), се­ве­ро-за­па­де Вьет­на­ма (15,6 тыс. чел., пров. Лай­тяу) и Лао­са (14 тыс. чел., пров. Бо­кео). Об­щая чис­лен­ность – св. 760 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Де­лят­ся на груп­пы: ла­ху-на (чёр­ные Л., сев. Л.), ла­ху-ньи (крас­ные Л., юж. Л.), ла­ху-щи (жёл­тые Л., кви, кха­куи, ко­хо, ку­цун), ла­ху-пхунг (бе­лые Л.), ла­ху-ще­лэ и др. Го­во­рят на язы­ках ла­ху-на (чёр­но-ла­хус­ком) и ла­ху-щи (жёл­то-ла­хус­ком) центр. груп­пы ло­ло-бир­ман­ских язы­ков. Ла­ху-на – офиц. яз. в Лань­цан-Ла­ху­ском уез­де, рас­про­стра­нён так­же сре­ди ак­ха, яо и др. гор­ных на­ро­дов. Пись­мен­ность для ла­ху-на со­зда­на мис­сио­не­ра­ми в 19 в. в Мьян­ме на лат. гра­фич. ос­но­ве в ка­то­ли­чес­кой и про­те­стант­ской раз­но­вид­но­стях, позд­нее в Ки­тае бы­ла соз­да­на ещё од­на ор­фо­гра­фия на лат. ос­но­ве. Для ла­ху-щи в Таи­лан­де ор­фо­гра­фия раз­ра­бо­та­на в кон. 1990-х гг. Боль­шин­ст­во Л. в Ки­тае вла­де­ет кит. язы­ком. Часть Л. при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, св. по­ло­ви­ны – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты, осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны в Мьян­ме), лаху-щи в осн. буд­ди­сты (ма­хая­на). Сре­ди Л. Мьян­мы, Таи­лан­да и Лао­са рас­про­стра­не­ны мес­си­анист­ские дви­же­ния.

Пред­ки Л., по-ви­ди­мо­му, вме­сте с йи уча­ст­во­ва­ли в соз­да­нии го­су­дарств Нань­чжао и Да­ли (7–13 вв.). С 17 в. в кит. ис­то­рич. хро­ни­ках упо­ми­на­ют­ся как ло­хэй. Л. не­од­но­крат­но под­ни­ма­ли вос­ста­ния про­тив ди­на­стии Цин (круп­ней­шее – вме­сте с тай в 1726), в от­да­лён­ных рай­онах со­хра­ня­ли не­за­ви­си­мость. В 18–20 вв. пе­ре­се­ля­лись на се­вер Ин­до­ки­тая. В 1975 часть Л. из Лао­са эми­гри­ро­ва­ла в США.

Тра­диц. куль­ту­ра Л. ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым и по­лив­ным зем­ле­де­ли­ем, щи – руч­ным. Со­хра­ня­ют зна­че­ние охо­та и со­би­ра­тель­ст­во (у лаху-щи пре­об­ла­да­ли до сер. 20 в.). По пре­да­ни­ям, су­ще­ст­во­вал обы­чай охо­ты на ти­гра, ко­то­ро­го ло­ви­ли жи­вым, за­тем уби­ва­ли и съе­да­ли со­об­ща. Из ре­мё­сел раз­ви­ты куз­неч­ное, пле­те­ние из бам­бу­ка (под­но­сы, ме­бель, ци­нов­ки, ут­варь), тка­че­ст­во, юве­лир­ное де­ло. По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют по 3–4 свай­ных до­ма из де­ре­ва или бам­бу­ка; у со­сед­них на­ро­дов за­имст­ву­ют на­зем­ное жи­ли­ще. Дом де­лит­ся на спаль­ни и об­щую ком­на­ту с оча­гом в цен­тре; в до­ме гла­вы по­се­ле­ния на­хо­дит­ся ал­тарь пред­ков. Оде­ж­да – шта­ны и пра­во­за­паш­ные курт­ка без во­рот­ни­ка (у муж­чин) или ха­лат с вы­со­ким во­рот­ни­ком (у жен­щин). Муж­чи­ны по­вя­зы­ва­ют го­ло­ву шар­фом. Лаху-щи но­си­ли на­бед­рен­ные по­вяз­ки из ко­ры ко­ко­со­вой паль­мы или ба­на­но­вых ли­сть­ев. Се­мья ма­лая, счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. У лаху-ньи би­ла­те­раль­ные родств. груп­пы, ох­ва­ты­ваю­щие ку­зе­нов 2-й сте­пе­ни, эк­зо­гам­ны. Брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное. Из­вест­ны брач­ный вы­куп и от­ра­бот­ки за же­ну. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го (ме­ста­ми под кит. влия­ни­ем би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го) ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу, од­но­по­лые сиб­лин­ги ро­ди­те­лей де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту. Де­ти обо­зна­ча­ют­ся по по­ряд­ку рож­де­ния. Тер­ми­ны род­ст­ва де­лят­ся на во­ка­тив­ные и ре­фе­рен­тив­ные; рас­про­стра­не­ны пар­ные тер­ми­ны. Тра­ди­ци­он­ные име­на со­сто­ят из двух ча­стей: пер­вая часть ука­зы­ва­ет на пол ре­бён­ка (у маль­чи­ков – Ка-, у де­во­чек – На-), вто­рая – на по­ряд­ко­вый но­мер рож­де­ния сре­ди брать­ев и се­стёр или имя жи­вот­но­го, в день ко­то­ро­го (по 12-днев­но­му цик­лу) он ро­дил­ся. У лаху-щи родств. груп­па воз­глав­ля­лась ста­рей­ши­ной. Тра­диц. куль­ты – пред­ков, ду­хов; ма­гия, ша­ма­низм. Су­ще­ст­ву­ют ми­фы о со­тво­ре­нии ми­ра, о про­ис­хо­ж­де­нии Л. из ты­к­вы, пе­ре­да­вае­мые проф. ска­зи­те­ля­ми. Вер­хов­ное бо­же­ст­во – тво­рец Г’ыша. Осн. празд­ни­ки – Но­вый год (Ла­ху­куо) в ян­ва­ре-фев­ра­ле, празд­ни­ки фа­ке­лов и др. По празд­ни­кам при­но­сят в жерт­ву кур, го­то­вят ри­со­вые ле­пёш­ки. Лаху-щи по­сле смер­ти чле­на груп­пы по­ки­да­ют по­се­ле­ние. Среди традиционных муз. ин­ст­ру­мен­тов – губной орган лу­шенг.

Лит.: На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Lewis P., Lewis L. Peoples of the Golden Tri­angle. L., 1984; Matisoff J. A. The Lahu peop­le and their language // Minority cultures of Laos / Ed. by J. Lewis. Rancho Cordova, 1992; Creating Heaven, creating Earth: an epic myth of the Lahu people in Yun­nan. Chiang Mai, 1995; Du S. Chopsticks only work in pairs: gender unity and gender equality among the Lahu of Southwest China. N. Y., 2002; Walker A. R. Merit and the millennium: routine and crisis in the ritual lives of the Lahu people. New Delhi, 2003.

Вернуться к началу