Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 580-581

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров

ТАЙ (са­мо­на­зва­ние – тай, дай), тай­ский на­род в Юго-Зап. Ки­тае (в осн. пров. Юнь­нань). Чис­лен­ность 1,3 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ках юго-зап. груп­пы тай­ских язы­ков: тай-ныа (дай-на, Т. Дэ­ху­на, сев. Т., верх­ние Т. на юго-за­па­де Юнь­на­ни: Дэ­хун-Дай-Ка­чин­ский ав­то­ном­ный окр.; гор. окр. Бао­шань; Шу­анц­зян-Ла­ху-Ва-Бу­лан-Дай­ский и Гэн­ма-Дай-Вас­кий ав­то­ном­ные уез­ды гор. окр. Линь­цан; Цзин­гу-Дай-Ий­ский ав­то­ном­ный у. на се­ве­ро-за­па­де и Мын­лянь-Дай-Ла­ху-Вас­кий ав­то­ном­ный у. на юге гор. окр. Пу­эр), тай-лы (дай-лы, Т. Си­шу­ан­бань­на на юге Юнь­на­ни: Си­шу­ан­бань­на-Дай­ский ав­то­ном­ный ок­руг; Цзян­чэн-Ха­ни-Ий­ский ав­то­ном­ный у. на вос­то­ке гор. окр. Пу­эр; Цзинь­пин-Мяо-Яо-Дай­ский ав­то­ном­ный у. на юге Хун­хэ-Ха­ни-Ий­ско­го ав­то­ном­но­го окр.), сев.-юнь­нань­ском яз. (гор. ок­ру­га Лиц­зян и Кунь­мин, у. Чу­сюн на се­ве­ре Юнь­на­ни и Лян­шань-Ий­ский ав­то­ном­ный окр. на юге Сы­чуа­ни) и тай-я (Т.-кха, Т.-са и Т.-я; Юань­цзян-Ха­ни-И-Дай­ский и Синь­пин-И-Дай­ский ав­то­ном­ные уез­ды на юго-за­па­де гор. окр. Юй­си); вы­де­ля­ет­ся так­же 20 тай­ских ав­то­ном­ных во­ло­стей. На тай-ныа и тай-лы со­хра­ня­ют­ся ал­фа­ви­ты, вос­хо­дя­щие к др. пись­мен­но­сти (воз­ник­ла до 13 в.) на ос­но­ве па­лий­ской гра­фи­ки. Ве­рую­щие – буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да).

Т. и их кон­так­ты с ци­ви­ли­за­ция­ми Ки­тая и Ин­дии упо­ми­на­ют­ся с 1 в. В 7–13 вв. вхо­ди­ли в со­став гос-ва Нань­чжао (Да­ли). Имели княжества (напр., Гочжаньби). Пос­ле за­вое­ва­ния Юнь­на­ни при ди­на­сти­ях Юань, Мин и ча­стич­но при Цин для Т. ис­поль­зо­ва­лась си­сте­ма кос­вен­но­го управ­ле­ния (ту-сы) че­рез ме­ст­ных во­ж­дей (чжа­опянь­лин). Тра­диц. за­ня­тие – по­лив­ное па­шен­ное зем­ле­де­лие (за­лив­ной рис, са­хар­ный тро­ст­ник, чай и др.); до­бы­ва­ли соль и ме­тал­лы, из зо­ло­та и се­реб­ра вы­ко­вы­ва­ли тон­кие пла­стин­ки, ко­то­рые на­кла­ды­ва­ли на зу­бы, от­ку­да ста­рые назв. Т. – цзинь­чи (зла­то­зу­бые) и инь­чи (среб­ро­зу­бые). Раз­ви­то до­маш­нее гон­чар­ст­во. Муж­ской кос­тюм – ко­рот­кие ши­ро­кие курт­ка или без­ру­кав­ка и шта­ны, на­кид­ка, зе­лё­ный или тём­но-крас­ный тюр­бан, жен­ский – коф­та и пря­мая юб­ка, се­реб­ря­ный по­яс, к ко­то­ро­му за­муж­няя жен­щи­на под­ве­ши­ва­ла ключ. Осн. пи­ща – клей­кий (Си­шу­ан­бань­на) или ко­рот­ко­зёр­ный (Дэ­хун) рис, за­пе­чён­ная в ба­на­но­вых ли­сть­ях ры­ба, мо­ре­про­дук­ты и др.; из на­пит­ков – до­маш­няя бра­га, чай; по­сто­ян­но жу­ют бе­тель. Брак мат­ри-, за­тем нео­ло­каль­ный, прак­ти­ко­ва­лись сва­тов­ст­во, в бед­ных се­мь­ях – умы­ка­ние, сре­ди ари­сто­кра­тии – по­ли­ги­ния. Дваж­ды в год (пе­ред вы­са­жи­ва­ни­ем ри­со­вой рас­са­ды и пос­ле сбо­ра уро­жая) при­но­си­ли же­рт­вы ду­ху – хра­ни­те­лю де­рев­ни (пи­мань). Су­ще­ст­во­вал собств. ка­лен­дарь, бо­га­тая ре­лиг. и свет­ская лит-ра (в т. ч. из­ве­ст­ны ру­ко­пи­си на паль­мо­вых ли­сть­ях). Осн. пра­зд­ник со­про­во­ж­да­ет­ся омо­ве­ни­ем всех ста­туй Буд­ды в хра­мах, об­ли­ва­ни­ем во­дой, гон­ка­ми Дра­ко­но­вых ло­док по Ме­кон­гу, пус­ка­ни­ем по во­де пла­ваю­щих фо­на­рей. Фольк­лор – эпич. по­эмы, пес­ни и тан­цы («та­нец пав­ли­на», муж­ские тан­цы с ба­ра­ба­на­ми, «та­нец рыб­ки», «та­нец ба­боч­ки», «та­нец цве­тов» и др.).

Лит.: На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Дайц­зу цзянь­ши. Пе­кин, 2009; Qu Yong­xian. Cultural circles and epic transmission: The Dai people in China // Oral Tradition. 2013. Vol. 28. № 1.

Вернуться к началу