ЛИСУ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИСУ́ (самоназвание, от ли – «четыре» и су – «люди»; тайское – лисо, тибетское – цзэба, в Индии – йобин, лишифу, хинэ), тибето-бирманский народ в Юго-Вост. Азии. Живут на юго-западе Китая [634,9 тыс. чел. – 2000, перепись; в осн. в верхнем течении рек Нуцзян (Салуин) и Ланьцанцзян (Меконг) – Нуцзян-Лисуский автономный окр. и Вэйси-Лисуский автономный у. на северо-западе пров. Юньнань], северо-востоке Мьянмы (157 тыс. чел. – 2009, оценка; нац. области Качин и Шан), на северо-западе Таиланда (18 тыс. чел.; провинции Чианграй, Чиангмай, Мэхонгсон, Так, Сукхотхай, Кампхэнгпхет) и северо-востоке Индии (2,4 тыс. чел.; штат Аруначал-Прадеш). По др. оценкам, общая численность Л. превышает 1,1 млн. чел. Делятся на собственно Л. [включают сев. Л. (чёрные Л., лонэ, лову), центр. Л. (щящя, цветочные Л., хуа-лису) и юж. Л. (лошы, жёлтые Л.)] и близких между собой липо и лолопо (вост. Л., официально – центр. йи) на востоке Юньнани и др. Говорят на лоло-бирманских языках лису (диалекты – сев., центр. и юж.) и лолопо. На яз. лису в Китае издаётся пресса, ведётся радиовещание. Ок. 1915 миссионерами на основе центр. диалекта лису был создан т. н. алфавит Фрейзера на латинской основе (с 1992 офиц. письменность Л. в КНР). До сер. 20 в. употреблялось также (ныне – у липо) письмо Полларда, созданное для мяо, и слоговое письмо, созданное в 1922 крестьянином Ван Жэньбо; после 1957 – лат. алфавит, основанный на пиньине. Распространены также языки: китайский, качинский, тибетский, бай и наси. Придерживаются традиц. верований, в Китае до 50% – протестанты (Протестантская церковь Китая) и католики, в Индии есть буддисты.
Упоминаются в кит. источниках с 9 в. Предки Л. жили на территории совр. пров. Сычуань, были связаны с предками йи и гос-вом Наньчжао. В традиц. историографии их происхождение связывают с племенами ди-цян, проживавших на территории Вост. Тибета. В 8–9 вв. вместе с йи мигрировали на юг на территорию Юньнани. В сер. 16 в., спасаясь от набегов наси, значит. часть Л. под руководством вождя Му Бибо переселилась в долину р. Нуцзян. С сер. 19 в. в связи с репрессиями кит. властей против участников Тайпинского восстания 1851–64 Л. расселялись в Бирме (ныне Мьянма) и Таиланде.
Традиц. культура типична для народов Вост. Азии. Традиц. занятия – пашенное (заливной рис), на горных склонах – подсечно-огневое ручное (кукуруза, гаолян, чумиза, гречиха, пшеница, овёс, конопля, батат, бобы) земледелие. Разводят свиней, крупный и мелкий рогатый скот, кур. Из шерсти чёрных коз изготавливали сукно, из конопли – ткани, окрашенные в чёрный цвет или с чёрно-белым набивным рисунком. Мн. Л. были заняты обслуживанием караванной торговли. До 2-й пол. 20 в. сохранялись охота (с использованием самострела, отравленных стрел из бамбука, колчанов из обезьяньей или медвежьей шкуры) и собирательство. Традиц. жилище срубное, на горных склонах – свайное каркасное с плетёнными из бамбука стенами и тростниковой крышей; имело две комнаты с очагами в центре, в задней комнате находился алтарь предков. Осн. пища – каша из кукурузы, риса, гаоляна, гречихи, приправленная чёрным перцем. Праздничные блюда – свиные ножки с кашей, молочный поросёнок. Пьют чай (у тибетцев заимствован обычай пить чёрный чай с маслом и солью); хмельной напиток из кукурузы, гаоляна или ежовника (в знак дружбы его одновременно выпивали из одной чаши, подняв её переплетёнными руками); слабый наркотич. напиток – отвар из семян конопли с солью или сахаром; и мужчины, и женщины жуют бетель с табаком. Женская одежда – короткая правозапашная куртка и юбка в складку; замужние женщины носили сложный головной убор (элэ) из белых раковин, красных бус и медных колечек. Мужчины носили длинную рубаху без воротника, с разрезом посередине, штаны до колен, повязку на голове, слева на поясе – широкий нож, справа – колчан для арбалетных стрел. Существовали патрилинейные роды (чево в Индии, зо в Китае). В долине р. Нуцзян сохранились тотемич. родовые названия (роды тигра, медведя, барана, курицы, рыбы, бамбука, инея, огня и т. д.). Деревню возглавлял старейшина из доминирующего рода с ненаследственной властью. Практиковалась кровная месть. Покойников хоронили на родовых кладбищах. Семья малая, брак патрилокальный. В случае развода по инициативе жены имущество и дети оставались в доме мужа, по инициативе мужа – девочки оставались с матерью, мальчики – с отцом. Распространены кросскузенный брак (в Таиланде патрилатеральный), полигиния, брачный выкуп, отношения подшучивания, левират. Местами наблюдается брачный обмен между родами. Система терминов родства – бифуркативного типа в поколении эго и бифуркативно-линейного типа в поколении родителей с делением сиблингов родителей по относит. возрасту; сиблинги делятся по относит. возрасту и полу. Молодёжь, а также вдовы и вдовцы собирались в т. н. общих домах, где пели, рассказывали героич. легенды, допускалось свободное общение между полами. Юноши и девушки устраивали песенные состязания («горные песни»); в начале нового года имитировали «похороны» своих партнёров в песке на берегу реки, оплакивая и исполняя погребальные песни и танцы (считалось, что так уничтожаются духи смерти и обеспечивается долголетие). Традиц. верования – культы духов, духа-создателя У Са и др. В каждой деревне есть храм духа-покровителя, куда запрещён вход женщинам. Существовали прорицатели (нипа) и жрецы (нигупа). Осн. праздники – Новый год (характерен завершающий новогодний цикл обряд атаньдэ, устраиваемый в честь военачальника периода Мин – Ван Цзи, которого Л. считают своим историч. героем: спец. танцоры пляшут босиком на горящих углях и залезают на лестницу из 36 клинков) и осенний праздник в честь драконов, богов гор и воды. Распространены коллективные танцы, имитирующие движения животных, трудовые процессы; охотничьи, «строительные», свадебные и др. песни; из муз. инструментов – варган (магэ), местный вид лютни, тростниковая свирель.