СИНГА́ЛЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНГА́ЛЫ (самоназвание – сингала, отсюда прежнее назв. Шри-Ланки – Силон, Цейлон), индоарийский народ, осн. население Шри-Ланки. Численность 15,3 млн. чел. (2012, перепись). Живут в осн. на юге (95% в Юж. пров., 86,4% – в пров. Сабарагамува, 80,8% – в пров. Ува), нa западе (84,2% в Западной и 85,7% в Сев.-Западной провинциях) и в центр. части (90,9% в Северной Центральной, 66% в Центральной провинциях) острова. Проживают также в Австралии (86,4 тыс. чел. – 2011, перепись), Канаде (139,4 тыс. чел. назвали себя выходцами из Шри-Ланки, 7,2 тыс. чел. – С.; 2006, перепись) и др. Говорят на сингальском языке. В осн. буддисты (тхеравада), есть христиане.
Предки С. – выходцы из Сев. Индии (генетич. исследования выявили их наибольшее родство с бенгальцами), вытеснившие коренное население Шри-Ланки – веддов. Согласно ланкийской хронике «Махавамса» (5 в. до н. э.), назв. «С.» восходит к санскр. синга («лев») – имени правителей сев.-инд. кн-ва Лала, один из которых, принц Виджая, приплыл на остров в 543 до н. э. Хозяйство основано на возделывании заливного риса. Уже с 5 в. до н. э. сингальские правители строили систему гигантских водохранилищ (крупнейшее – Паракрама-Самудра у Полоннарувы, пл. ок. 1800 га, 4 в. до н. э.) и каналов, облицованных каменными плитами (часть их используются поныне). Во внутр. областях сохраняется подсечно-огневое земледелие (чена). На побережье развито рыболовство с парусных плотов (катамаран) и долблёных лодок (орува) из ствола хлебного дерева с аутригером. Традиц. культура полнее сохранилась у С. внутр. районов (горных С., кандийцев). Жилище в осн. глинобитное на глинобитной платформе (выс. до 30 см) с белёными или крашенными охрой стенами и кровлей из циновок, рисовой соломы или пальмовых листьев; жизнь семьи гл. обр. проходит на крытой террасе перед входом. Осн. одежда – саронг (сарама), у женщин – с короткой облегающей кофтой с короткими рукавами (камбайя). Мужчины р-на Канди носят белый саронг с европ. рубашкой с галстуком, жилетом и пиджаком, на голове – круглая шапочка (топи); женщины – сари, серебряные или золотые бусы (атавэле), кольца на пальцах ног. Высшая каста – земледельцы (гоивансе, гоягама), затем следуют рыбаки (караве), сборщики корицы (салагама), сока цветов кокосовой пальмы (дурава), кузнецы (наваданна) и др.; низшие касты – гончары (бадахела), барабанщики (берава), танцоры (оли), прачки (пали), циновщики (киннара) и др. Деревня (гама) населяется, как правило, представителями одной касты. Сохраняются культы добуддийских божеств (бандара). В лечебной магии исполняют обряды бали, для которых привлекают астролога, по гороскопу больного он призывает одного из девяти небесных богов. Изгнанием злых духов занимаются шаманы (каттадия, якадуро), исполняющие танцы в масках (товил). Из праздников выделяется многодневный кандийский Перахера (в августе), сопровождающийся ритуальными процессиями и танцами. Развита местная традиция борьбы (ангампора).