Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ДДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Краснодембская

ВЕ́ДДЫ (вед­да, ве­да, бе­да, вед­до, ва­ед­да, от санскр. vya̅dha – стре­лок из лу­ка, охот­ник; син­гальск. vanyala̅-ätto – лес­ные лю­ди), на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние Шри-Лан­ки. Жи­вут в осн. в вост. час­ти стра­ны (ок­ру­га Пол­ло­на­ру­ва и Ба­дул­ла – Вед­да­рат­та, «Стра­на вед­дов»). Чис­лен­ность 300 чел. (2005, оцен­ка). От­но­сят­ся к вед­до­ид­ной ра­се. Го­во­рят на син­галь­ском яз., часть – на та­миль­ском. До кон. 20 в. упо­тре­блял­ся крео­ли­зо­ван­ный ва­ри­ант син­галь­ско­го яз. (вед­да), об­ра­зо­вав­ший­ся под влия­ни­ем пер­во­на­чаль­но­го, ви­ди­мо, изо­ли­ро­ван­но­го язы­ка В. В осн. буд­ди­сты и ин­дуи­сты.

Ведды-охотники.

В. – ав­то­хтон­ное на­се­ле­ние Шри-Лан­ки (им при­пи­сы­ва­ют­ся на­скаль­ные изо­бра­же­ния из пе­щер Бин­тен­не), на­се­ля­ли весь ост­ров до по­яв­ле­ния здесь син­га­лов и та­ми­лов (до сер. 1-го тыс. до н. э.), сы­гра­ли важ­ную роль в эт­но­ге­не­зе син­га­лов. В нач. 20 в. на­счи­ты­ва­ли св. 1 тыс. чел. Тра­диц. за­ня­тия – охо­та (в т. ч. за­гон­ная охо­та на сло­нов) и собиратель­ст­во, от­ча­сти – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Осн. ору­жие – про­стой лук (дли­на до 170 см) со стре­ла­ми (дли­на 90–105 см), то­по­рик осо­бой фор­мы. Син­галь­ские пра­ви­те­ли ис­поль­зо­ва­ли В. как луч­ни­ков и раз­вед­чи­ков. Совр. В. в осн. пе­ре­шли к па­шен­но­му зем­ле­де­лию (скло­ны Центр. на­го­рья), на по­бе­ре­жье – к ры­бо­лов­ст­ву. Гос-­во вы­де­ля­ет им зем­ли на вновь ос­ваи­вае­мых тер­ри­то­ри­ях, за­пре­ща­ет бес­конт­роль­ную охо­ту. Наи­бо­лее ас­си­ми­ли­ро­ва­ны т. н. сель­ские В.; лес­ные В. ча­стич­но со­хра­ня­ют тра­диц. куль­ту­ру. Лес­ные В. жи­ли в пе­ще­рах, ша­ла­шах, до­ми­ках на де­ре­вьях, но­си­ли на­бед­рен­ные по­вяз­ки из лу­ба и тра­вы. Бы­ли из­вест­ны из­го­тов­ле­ние гру­бой ке­ра­ми­ки, обож­жён­ной на ко­ст­ре или вы­су­шен­ной на солн­це, об­ра­бот­ка шкур, пле­те­ние, из­го­тов­ле­ние со­су­дов из вы­су­шен­ных пло­дов, ору­дий из кам­ня. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – пе­ред­ник из лу­ба или тка­ни, жен­ская – не­сши­тая юб­ка дли­ной до ко­лен. Су­ще­ст­во­ва­ло де­ле­ние на 9 мат­ри­ли­ней­ных эк­зо­гам­ных родств. групп (ва­ру­ге), вла­дев­ших охот­ничь­и­ми тер­ри­то­рия­ми; ва­ру­ге мо­ра­на и уна­па­не име­ют бо­лее вы­со­кий ста­тус, час­тич­но эн­до­гам­ны. Брак мат­ри­ло­каль­ный. Бы­ли рас­про­стра­не­ны кросс-ку­зен­ный брак, со­ро­рат, ле­ви­рат. Су­ще­ст­во­вал культ пред­ков (яка, не-яку), от­прав­ляе­мый жре­ца­ми (дуг­га­на­ва). Охот­ни­чья тер­ми­но­ло­гия В. во­шла в сло­варь од­но­го из ма­гич. язы­ков син­га­лов («язык ле­са»).

Лит.: Seligmann C. G., Seligmann B. L. The Veddas. Camb., 1911; Spittel R. L. Varnished Trails. The last of the Veddhas. Bombay, 1950; Коч­нев В. И. Вед­ды // Ма­лые на­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1978.

Вернуться к началу