Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНГА́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 308-309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Е. М. Гороховик (традиционное творчество)
Бенгальцы. Свадьба.

БЕНГА́ЛЬЦЫ (са­мо­на­зва­ния – бен­га­ли, бан­га­ла, банг­ла), на­род, осн. на­се­ле­ние Бен­га­лии. Чис­лен­ность в Банг­ла­деш св. 140 млн. чел. (2005, оцен­ка), в Ин­дии – 90 млн. чел. (шта­ты Зап. Бен­га­лия, Ас­сам, Три­пу­ра, Джарк­ханд, Би­хар, Мег­ха­лая, Ми­зо­рам, На­га­ленд). Жи­вут так­же в Мьян­ме (253 тыс. чел.), Таи­лан­де (66 тыс. чел.), Па­ки­ста­не (232 тыс. чел.), Не­па­ле (72 тыс. чел.), Ома­не (118 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (400 тыс. чел.) и др. Го­во­рят на бен­галь­ском язы­ке. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, ур­ду и англ. яз. Ве­рую­щие в Банг­ла­деш в осн. му­суль­ма­не ханафитского мазхаба, в Ин­дии и Не­па­ле – ин­ду­сы, есть хри­стиа­не.

Ос­но­ву Б. со­ста­ви­ло ин­доа­рий­ское на­се­ле­ние Бен­га­лии (эт­но­ним, ве­ро­ят­но, вос­хо­дит к ве­дий­ско­му назв. стра­ны Бан­га). В эпо­ху Ве­ли­ких Мо­го­лов (1617 вв.) сре­ди них рас­про­стра­нил­ся ис­лам. Тра­диц. куль­ту­ра Б. ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Осн. за­ня­тие  па­шен­ное зем­ле­де­лие (гл. обр. рис, так­же джут, бо­бо­вые, чай и др.). Ре­мёс­ла  тка­че­ст­во (зна­ме­ни­тые дакк­ские мус­ли­ны и др.), вы­шив­ка (стиль кант­ха), об­ра­бот­ка ме­тал­ла, резь­ба по де­ре­ву, сло­но­вой кос­ти, тис­не­ние по ко­же и др. Мно­гие Б. Зап. Бен­га­лии за­ня­ты в тек­стиль­ной и джу­то­вой пром-сти. Жи­ли­ще обыч­но од­но­ка­мер­ное, кар­кас­ное с гли­но­бит­ны­ми или пле­тё­ны­ми и об­ма­зан­ны­ми гли­ной сте­на­ми, 4-скат­ной кры­шей, ве­ран­дой; неск. жи­лых по­стро­ек вы­хо­дят во двор, в от­да­ле­нии сто­ят кух­ня и хлев. Муж­ская оде­ж­да  лунг (у му­суль­ман) и дхо­ти с на­кид­кой (ча­дар), жен­ская  мест­ный тип са­ри. Ка­сто­вый строй ос­ла­блен вли­яни­ем ис­ла­ма; ха­рак­тер­ны оби­лие низ­ких и эт­нич. каст, бо­лее сво­бод­ное по­вы­ше­ние ста­ту­са (сан­скри­ти­за­ция) низ­ших каст, ме­нее стро­гое ве­ге­та­ри­ан­ст­во. Рас­про­стра­не­ны шак­тист­ские куль­ты бо­гинь Дур­ги, Ка­ли (ко­то­рой по­свя­щён храм Ка­ли-хат в Каль­кут­те), Мо­но­ши и др.

Тра­ди­ци­он­ное твор­че­ст­во. Рас­про­стра­не­ны фор­мы во­каль­но-по­этич. твор­че­ст­ва, свя­зан­ные од­но­врем. с раз­ны­ми кон­фес­сио­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Та­ко­ва тра­ди­ция бау­лов, со­еди­нив­шая ин­дуи­ст­ские и му­сульм. чер­ты с эле­мен­та­ми тан­три­че­ской тео­рии и прак­тики; ин­дуи­ст­ские пес­но­пе­ния кир­тан, осн. те­мой ко­то­рых яв­ля­ет­ся по­чи­та­ние Криш­ны и бенг. свя­то­го-мис­ти­ка Чай­та­ньи; му­сульм. мур­ши­ды и джа­ри. С ду­хов­ной те­ма­ти­кой свя­за­ны ин­дуист­ские пес­но­пе­ния бхак­ти­гит (в честь Ка­ли), шья­ма­сан­гит (вос­хва­ле­ния Шья­мы), ка­би­ган (не­ред­ко с сю­жет­ны­ми мо­ти­ва­ми из эпич. ска­за­ний), а так­же му­сульм. джа­ри­ган и по­пу­ляр­ные пес­но­пе­ния рам­пра­са­ди, ав­то­ром ко­то­рых яв­ля­ет­ся ле­ген­дар­ный бенг. тра­диц. по­эт-му­зы­кант Рам­пра­сад. Др. из­вест­ные ав­то­ры – Атул­пра­сад и Рад­жа­ни­кан­та Сен.

Сре­ди фольк­лор­ных жанров: бха­тиа­ли – пес­ни ло­доч­ни­ков, са­ри­ган – пес­ни ло­доч­ных со­стя­за­ний (рас­про­стра­не­ны в реч­ной час­ти Зап. Бен­га­лии и Банг­ла­деш) на ли­рич. сю­же­ты с мо­ти­вом раз­лу­ки (с до­мом или воз­люб­лен­ным). В сев.-зап. об­лас­тях Банг­ла­деш по­пу­ляр­ны бха­вайя – пес­ни воз­чи­ков. Раз­но­об­раз­ны по со­дер­жа­нию бал­ла­ды гат­ха, ис­пол­няе­мые груп­пой под руковод­ством солис­та (гай­ен) в со­про­во­ж­де­нии струн­ных (то­бор) и удар­ных ин­ст­ру­мен­тов.

Ши­ро­кой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся муз.-те­ат­раль­ная тра­ди­ция джат­ра. Сю­же­ты ос­но­ва­ны на мо­ти­вах «Ма­хаб­ха­ра­ты» и «Ра­мая­ны» (в пер. на бенг. яз.), пред­став­ле­ния со­про­во­ж­да­ют­ся пес­но­пе­ния­ми, ос­но­ван­ны­ми на нар. ме­ло­ди­ях. Жен­ские ро­ли, как пра­ви­ло, ис­пол­ня­ют муж­чи­ны. Свое­об­ра­зен бен­галь­ский те­атр тро­сте­вых ку­кол.

Клас­сич. и лёг­кая клас­сич. му­зы­ка раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле се­ве­ро­инд. тра­ди­ции хин­ду­ста­ни, рас­про­стра­нён­ной в Ин­дии, Банг­ла­деш и Па­ки­ста­не. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли му­зы­кан­ты-ин­ст­ру­мен­та­ли­сты Али Ак­бар Хан (р. 1922), Ник­хиль Ба­нерд­жи (193186), Ви­ла­ят Хан (19242004) и Им­рат Хан (р. 1936). Вы­хо­дец из бенг. брах­ма­нов  все­мир­но из­вест­ный ис­пол­ни­тель на си­та­ре Р. Шан­кар.

Лит.: Chattopadhyay G. Ranjana: a village in West Bengal. Calcutta, 1964; Сказки и ле­ген­ды Бенгалии. М., 1990.

Вернуться к началу