БЕНГА́ЛЬЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕНГА́ЛЬЦЫ (самоназвания – бенгали, бангала, бангла), народ, осн. население Бенгалии. Численность в Бангладеш св. 140 млн. чел. (2005, оценка), в Индии – 90 млн. чел. (штаты Зап. Бенгалия, Ассам, Трипура, Джаркханд, Бихар, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд). Живут также в Мьянме (253 тыс. чел.), Таиланде (66 тыс. чел.), Пакистане (232 тыс. чел.), Непале (72 тыс. чел.), Омане (118 тыс. чел.), Великобритании (400 тыс. чел.) и др. Говорят на бенгальском языке. Распространены также хинди, урду и англ. яз. Верующие в Бангладеш в осн. мусульмане ханафитского мазхаба, в Индии и Непале – индусы, есть христиане.
Основу Б. составило индоарийское население Бенгалии (этноним, вероятно, восходит к ведийскому назв. страны Банга). В эпоху Великих Моголов (16–17 вв.) среди них распространился ислам. Традиц. культура Б. типична для народов Юж. Азии. Осн. занятие – пашенное земледелие (гл. обр. рис, также джут, бобовые, чай и др.). Ремёсла – ткачество (знаменитые даккские муслины и др.), вышивка (стиль кантха), обработка металла, резьба по дереву, слоновой кости, тиснение по коже и др. Многие Б. Зап. Бенгалии заняты в текстильной и джутовой пром-сти. Жилище обычно однокамерное, каркасное с глинобитными или плетёными и обмазанными глиной стенами, 4-скатной крышей, верандой; неск. жилых построек выходят во двор, в отдалении стоят кухня и хлев. Мужская одежда – лунг (у мусульман) и дхоти с накидкой (чадар), женская – местный тип сари. Кастовый строй ослаблен влиянием ислама; характерны обилие низких и этнич. каст, более свободное повышение статуса (санскритизация) низших каст, менее строгое вегетарианство. Распространены шактистские культы богинь Дурги, Кали (которой посвящён храм Кали-хат в Калькутте), Моноши и др.
Традиционное творчество. Распространены формы вокально-поэтич. творчества, связанные одноврем. с разными конфессиональными особенностями. Такова традиция баулов, соединившая индуистские и мусульм. черты с элементами тантрической теории и практики; индуистские песнопения киртан, осн. темой которых является почитание Кришны и бенг. святого-мистика Чайтаньи; мусульм. муршиды и джари. С духовной тематикой связаны индуистские песнопения бхактигит (в честь Кали), шьямасангит (восхваления Шьямы), кабиган (нередко с сюжетными мотивами из эпич. сказаний), а также мусульм. джариган и популярные песнопения рампрасади, автором которых является легендарный бенг. традиц. поэт-музыкант Рампрасад. Др. известные авторы – Атулпрасад и Раджаниканта Сен.
Среди фольклорных жанров: бхатиали – песни лодочников, сариган – песни лодочных состязаний (распространены в речной части Зап. Бенгалии и Бангладеш) на лирич. сюжеты с мотивом разлуки (с домом или возлюбленным). В сев.-зап. областях Бангладеш популярны бхавайя – песни возчиков. Разнообразны по содержанию баллады гатха, исполняемые группой под руководством солиста (гайен) в сопровождении струнных (тобор) и ударных инструментов.
Широкой популярностью пользуется муз.-театральная традиция джатра. Сюжеты основаны на мотивах «Махабхараты» и «Рамаяны» (в пер. на бенг. яз.), представления сопровождаются песнопениями, основанными на нар. мелодиях. Женские роли, как правило, исполняют мужчины. Своеобразен бенгальский театр тростевых кукол.
Классич. и лёгкая классич. музыка развивается в русле североинд. традиции хиндустани, распространённой в Индии, Бангладеш и Пакистане. Широкую известность получили музыканты-инструменталисты Али Акбар Хан (р. 1922), Никхиль Банерджи (1931–86), Вилаят Хан (1924–2004) и Имрат Хан (р. 1936). Выходец из бенг. брахманов – всемирно известный исполнитель на ситаре Р. Шанкар.