Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИТА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 305

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик
Имрат Хан с ситаром. 1987. Калькутта. Архив Eric Parker / flickr.com

СИТА́Р, инд. струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни с длин­ной шей­кой. Один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных в тра­ди­ции хин­ду­ста­ни, в совр. ви­де вы­дви­нул­ся на ру­бе­же 19–20 вв. как соль­ный кон­церт­ный ин­ст­ру­мент. Име­ет боль­шой по­лу­сфе­рич. кор­пус-ре­зо­на­тор из вы­су­шен­ной ты­к­вы, тон­кую де­рев. де­ку, по­лую шей­ку с ши­ро­ким де­рев. гри­фом и ря­дом бо­ко­вых кол­ков, до­пол­нит. ре­зо­на­тор из вы­су­шен­ной ты­к­вы или дре­ве­си­ны. Вы­со­кие изо­гну­тые ме­тал­лич. на­вяз­ные лад­ки (16–22) мо­гут пе­ре­дви­гать­ся для из­ме­не­ния ла­да в про­цес­се ис­пол­не­ния ра­ги. Иг­ро­вые стру­ны (6–7) на­тя­ги­ва­ют­ся над лад­ка­ми, ре­зо­ни­рую­щие (9–17) – под лад­ка­ми. В совр. прак­ти­ке ис­поль­зу­ют С. трёх раз­ных раз­ме­ров: ма­лый, сред­ний и боль­шой – сур­бахар (де­ка ши­ри­ной ок. 40 см, шей­ка дли­ной ок. 120 см и ши­ри­ной св. 11 см); по­след­ний пред­став­ля­ет со­бой ба­со­вую раз­но­вид­ность С. Ко­ли­че­ст­во и тол­щи­на струн, не­ко­то­рые кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти С., а так­же слож­ная, изы­скан­ная тех­ни­ка иг­ры на нём варь­и­ру­ют в за­ви­си­мо­сти от ло­каль­ной шко­лы – гха­ра­ны. Ос­но­ва­те­ли двух круп­ней­ших сев.-инд. школ – Ви­ла­ят Хан (ум. 2004) и Р. Шан­кар. Пред­ста­ви­те­ли пер­вой раз­ви­ва­ют стиль гай­я­ки анг (для него ха­рак­тер­но осо­бое вни­ма­ние к зву­ку и фра­зи­ров­ке), пред­ста­ви­те­ли шко­лы Шан­ка­ра – бле­стя­щий вир­ту­оз­ный стиль тар анг. Си­та­рист Ник­хиль Ба­нерд­жи объ­еди­нил осо­бен­но­сти двух этих школ. В по­след­ней четв. 20 в. С. при­об­рёл ши­ро­кую по­пу­ляр­ность за пре­де­ла­ми Юж. Азии.

Лит.: Junius M. М. The sitar: The instrument and its technique. Willhelmshaven, 1974; Ло­мо­но­сов А. Ус­тад Им­рат Хан и его сы­но­вья: Не­ко­то­рые со­вре­мен­ные чер­ты ис­пол­ни­тель­ст­ва на си­та­ре // Тра­ди­ции и со­вре­мен­ность в ин­дий­ской му­зы­ке. М., 1988.

Вернуться к началу