Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕПА́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 466-467

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик (устное творчество); Г. В. Дзибель (социальная структура)

НЕПА́ЛИ (не­паль­цы, горк­ха­ли, гурк­ха­ли, вост. па­ха­ри, па­ха­рия), ин­доа­рий­ский на­род груп­пы па­ха­ри, осн. на­се­ле­ние Не­па­ла. Чис­лен­ность 15,1 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на край­нем и даль­нем за­па­де стра­ны (ан­чо­лы Ма­ха­ка­ли, Се­ти, Кар­на­ли, Бхе­ри, Рап­ти, Дхау­ла­ги­ри и за­пад Лум­би­ни). Про­жи­ва­ют так­же в Сев.-Вост. Ин­дии (2,9 млн. чел. – 2001, пе­ре­пись), Бу­та­не (300 тыс. чел. – 2010, оцен­ка) и др. Го­во­рят на не­паль­ском язы­ке. В осн. ин­дуи­сты (б. ч. ши­ваи­сты); ок. 1 млн. чел. – му­суль­ма­не, есть так­же буд­ди­сты, хри­стиа­не и др.

Пред­ки Н. – вост. па­ха­ри (кха­сы), пе­ре­се­ляв­шие­ся во 2-м тыс. в Ги­ма­лаи из Сев. Ин­дии, спа­са­ясь от му­сульм. за­вое­ва­те­лей, и став­шие осн. про­вод­ни­ка­ми ин­ду­из­ма и кас­то­вой сис­те­мы в Не­па­ле. В соз­дан­ном ими гос-ве Кха­са­рад­жья они об­ра­зо­ва­ли верх­ний слой об­ще­ст­ва, к ко­то­рому воз­во­дят се­бя выс­шие кас­ты совр. Не­па­ла.

Непалец с кинжалом кхукри.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов при­ги­ма­лай­ских об­лас­тей Юж. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное оро­сит. зем­ле­де­лие (рис, пше­ни­ца, ку­ку­ру­за и др.); при убор­ке уро­жая поль­зо­ва­лись тра­диц. гуркх­ским кри­вым но­жом (кхук­ри). Раз­во­дят буй­во­лов, зе­бу, коз. Раз­ви­ты тка­че­ст­во, гон­чар­ное и куз­неч­ное де­ло. Тип жи­ли­ща об­щий с не­ва­ра­ми. Муж­ская оде­ж­да – свет­лые хлоп­ча­то­бу­маж­ные, ши­ро­кие в ша­гу и уз­кие в го­ле­ни шта­ны (су­ру­вал), уз­кая курт­ка с бо­ко­вы­ми раз­ре­за­ми и стоя­чим во­рот­ни­ком (га­ле­бан­ди, дау­ра), под­поя­сан­ная ши­ро­ким тка­не­вым поя­сом (па­ту­ка), за ко­то­рый за­ткнут кхук­ри, жи­лет; го­лов­ной убор – круг­лая или оваль­ная ша­поч­ка (то­пи); жен­ская – не­сши­тая юб­ка (пха­рия), пря­мо­за­стёж­ная коф­та с не­боль­шим от­лож­ным во­рот­ни­ком (чо­ло), по­яс, го­лов­ной пла­ток, мно­го ук­ра­ше­ний; в го­ро­дах жен­щи­ны час­то но­сят са­ри. Тра­диц. пи­ща – рис с ово­ща­ми и ост­ры­ми при­пра­ва­ми; ле­пёш­ки из ри­со­вой, пше­нич­ной и ку­ку­руз­ной му­ки; суп-пю­ре из бо­бов (дал) с пря­но­стя­ми; то­п­лё­ное мас­ло из мо­ло­ка буй­во­лиц (гхну); ко­ро­вье мо­ло­ко и про­сто­ква­ша с дроб­лё­ным ри­сом (да­хи-чиу­ра); чёр­ный чай с мо­ло­ком. Име­ли пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (гот­ра), ли­нид­жи (ба­нг­са), боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (па­ри­вар). Брак пат­ри­ло­каль­ный, рас­про­ст­ра­не­на по­ли­ги­ния. Боль­шин­ст­во бра­ков за­клю­ча­ет­ся с клас­си­фи­ка­ци­он­ным (у чле­нов кшат­рий­ской кас­ты Тха­ку­ри так­же ге­не­а­ло­ги­че­ским) пат­ри­ла­те­раль­ным или мат­ри­ла­те­раль­ным крос­ску­зе­ном. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго и би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей (с по­ка­за­те­ля­ми от­но­сит. воз­ра­ста для од­но­по­лых сиб­лин­гов ро­ди­те­лей). Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. Кас­то­вые ог­ра­ни­че­ния ме­нее стро­ги, чем в Ин­дии; су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма меж­кас­то­во­го об­ме­на (джадж­ма­ни). Осн. празд­ник – осен­ний празд­ник Да­шайн, от­ме­чаю­щий ко­нец пе­рио­да мус­со­нов и ко­нец по­ле­вых ра­бот.

Мно­го­числ. празд­ни­ки (см. в ст. Не­пал) со­про­во­ж­да­ют­ся пе­ни­ем гим­нов, ше­ст­вия­ми и те­ат­раль­ны­ми пред­став­ле­ния­ми. Спе­ци­фич. чер­та со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции тра­диц. уст­ной куль­ту­ры – на­ли­чие «каст» (спе­циа­ли­зир. групп) му­зы­кан­тов. Да­маи – му­зы­кан­ты-порт­ные, иг­раю­щие на ин­ст­ру­мен­тах ан­самб­ля пан­чаи-бад­жа (пар­ные ли­тав­ры да­ма­ха, пар­ные го­бои са­ха­на­ха, ма­лень­кая ли­тав­ра тьям­ко, та­ре­лоч­ки джья­ли, бо­чон­ко­об­раз­ный ба­ра­бан дхо­ла­ки, изо­гну­тые тру­бы нар­син­га), ко­то­рый оз­ву­чи­ва­ет ре­лиг. и се­мей­ные празд­ни­ки, уча­ст­ву­ет в хра­мо­вых це­ре­мо­ни­ях. Осо­бую груп­пу со­став­ля­ют ис­пол­ни­те­ли на ба­ра­ба­не худ­ки (в фор­ме пе­соч­ных ча­сов), со­про­во­ж­даю­щие пес­ни и тан­цы, в т. ч. пес­ни тран­со­вых це­ре­мо­ний и ге­ро­ич. ска­за­ний бха­рау; кро­ме осн. функ­ции (рит­ми­че­ский ак­ком­па­не­мент), этот ба­ра­бан ис­поль­зу­ет­ся и как ре­зо­на­тор (пе­вец при­кла­ды­ва­ет его к ще­ке, за­став­ляя мем­бра­ну виб­ри­ро­вать вме­сте с го­ло­сом). Стран­ст­вую­щие му­зы­кан­ты гай­не в про­шлом осу­ще­ст­в­ля­ли мно­го­числ. со­ци­аль­ные функ­ции: ис­пол­ня­ли пес­ни по­чи­та­ния и вос­хва­ле­ния, рас­про­стра­ня­ли офиц. со­об­ще­ния и но­во­сти; осн. ак­ком­па­ни­рую­щие ин­ст­ру­мен­ты гай­не – 4-струн­ный смыч­ко­вый са­ран­ги и 4-струн­ный щип­ко­вый ар­бад­жо (вы­пол­няю­щий роль рит­ми­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та). Свою муз. тра­ди­цию име­ют куз­не­цы, ко­то­рые ис­пол­ня­ют тра­диц. и совр. ме­ло­дии на ме­тал­лич. вар­га­нах собств. из­го­тов­ле­ния. Брах­ма­ны иг­ра­ют на ри­ту­аль­ных ра­ко­ви­нах-тру­бах и ко­ло­коль­чи­ках-гхан­та, во вре­мя хра­мо­вых празд­ни­ков ис­пол­ня­ют пес­ни-вос­хва­ле­ния (бхад­жа­ны). Сре­ди др. муз. ин­ст­ру­мен­тов – инд. бам­бу­ко­вая флей­та бан­су­ри, ба­ра­ба­ны дхи­май, дхо­лак и ма­дал, пар­ные ме­тал­лич. та­ре­лоч­ки бху­сья, таб­ла, си­тар, сан­тур, идио­фон джал­та­ранг (на­бор чаш, на­пол­нен­ных во­дой), а так­же ев­ро­пей­ские – ги­та­ра, ман­до­ли­на, сак­со­фон, клар­нет и др. Сре­ди гур­к­хов по­пу­ляр­на тра­ди­ция иг­ры в во­ен. ор­ке­ст­рах.

Лит.: На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963.

Вернуться к началу