РАДЖАСТХА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАДЖАСТХА́НЦЫ (раджастхани), индоарийский народ на северо-западе Индии, осн. население штата Раджастхан; живут также в Гуджарате, Пенджабе, Мадхья-Прадеш, Уттар-Прадеш, Химачал-Прадеш и др. штатах Сев. Индии, в Пакистане (св. 200 тыс. чел.); образуют торговые кастовые общины в странах Юго-Зап. Азии. Численность 44 млн. чел. (2001, перепись). Говорят на яз. раджастхани зап. группы индоарийских языков (входит в «пояс хинди»), включающем диалекты марвари, мевари, джайпури-дхундари, хараути, багри, малви, нимади и др. Письменность на основе деванагари. 87,8% Р. – индуисты, 8,5% – мусульмане-сунниты, 1,2% – джайны. Характерен религиозный синкретизм, многочисленны приверженцы традиций бхакти (пуштимарг, дадупантхи), суфийских орденов (чиштие, сухравардия), культов богинь-матерей (мата, кулдеви), героев-воинов, совершивших самосожжение вдов (сати-мата).
Этногенез во многом общий с гуджаратцами. Ядро Р. составляет воинско-землевладельч. сословие раджпутов, кланы которого уходят корнями к завоеват. миграциям саков, тохаров, эфталитов, арабов, тюрков. Мн. земледельч., ремесленные, обслуживающие кастовые группы Р. связаны с раджпутами гипергамными отношениями. 2-е место в кастовой иерархии Р. после воинских занимают торговые касты-бания; влияние брахманов ограничено. Торгово-ростовщич. сообщество Р.-марвари со средних веков пользуется исключит. влиянием в сфере торгово-банковских операций и крупной пром-сти на Ближнем Востоке. В состав Р. иногда включаются некоторые племена адиваси (бхилы, мина-мевати, сахария, гарасия) и кочевые касты/племена (ламбади, канджар, калбелия, рабари).
Традиц. культура типична для народов Юж. Азии. Занимаются земледелием и скотоводством. Поселения располагаются на склонах холмов, вершину которых занимает крепость местного раджпута. В городах двухэтажные дома возводятся вокруг внутр. двора, окружённого галереями, в нижнем этаже размещаются лавки и мастерские. Стены домов украшают росписью. Т. н. раджпутский стиль архитектуры, сочетающий местные индийские и привнесённые исламские традиции, представлен дворцовыми комплексами и крепостями (Амбер, Нагаргарх, Хава-Махал и Чанд-Махал в Джайпуре, Джаг-Мандир и Джаг-Нивас в Удайпуре и др.). Мужчины носят штаны и длинные рубахи (ангаркхи), жилеты и кафтаны, обязательно – тюрбан (особенно популярна расцветка панчранг – «пять цветов» – в узелковой технике), мн. мужчины-раджпуты – серьгу в одном ухе; женщины – широкие юбки (гхагра, гхагара или лехнга), короткие кофты (канчли, чоли), головное покрывало, наборный пояс, кольцо в носу и др. украшения, часто имеют татуировку и росписи хной (мехнди). В одежде, помимо хлопка, используется шерсть (редкость для Индии). Развиты ткачество и крашение тканей, ювелирное, гончарное, камнерезное, оружейное дело, ковроделие (Джайпур, Биканер, Аджмер), узелковая техника окраски тканей (чунари, бандхана), чеканка по металлу (Джайпур, Алвар), изготовление лакированных изделий из верблюжьей кожи (Биканер), выемчатые и перегородчатые эмали минакари (Джайпур, Биканер), резьба по камню и слоновой кости, иск-во раджпутской миниатюры. Для кухни характерны лепёшки, в т. ч. жаренные в масле, крокеты из бобовой муки (пакора) с мягким сыром, овощами и фруктами, молочные продукты, каши из смеси зерна и бобовых, тушённые с острыми приправами (карри и масала) или в собственном соку (сабзи) овощи, плов (пулао и бириани), маринады и холодные соусы. Распространены историч. хроники и предания, генеалогии раджпутских родов, развиты иск-во странствующих поэтов-чаранов (баллады и песни на древней форме марвари – дингал), сказителей, театр марионеток (катхапутли), театральные драмы и др.; воинский эпос о герое 14 в. Пабуджи исполняется под музыку бродячими артистами из касты наяк в течение нескольких ночей на фоне расписного задника-свитка. Среди танцев знамениты калбелия, гхумар.