Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАДЖАСТХА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 125-126

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская

РАДЖАСТХА́НЦЫ (рад­жаст­ха­ни), ин­до­арий­ский на­род на се­ве­ро-за­па­де Ин­дии, осн. на­се­ле­ние шта­та Рад­жаст­хан; жи­вут так­же в Гуд­жа­ра­те, Пенд­жа­бе, Мад­хья-Пра­деш, Ут­тар-Пра­деш, Хи­ма­чал-Пра­деш и др. шта­тах Сев. Ин­дии, в Па­ки­ста­не (св. 200 тыс. чел.); об­ра­зу­ют тор­го­вые ка­сто­вые об­щи­ны в стра­нах Юго-Зап. Азии. Чис­лен­ность 44 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. рад­жаст­ха­ни зап. груп­пы ин­доа­рий­ских язы­ков (вхо­дит в «по­яс хин­ди»), вклю­чаю­щем диа­лек­ты мар­ва­ри, ме­ва­ри, джай­пу­ри-дхун­да­ри, ха­рау­ти, баг­ри, мал­ви, ни­ма­ди и др. Пись­мен­ность на ос­но­ве де­ва­на­га­ри. 87,8% Р. – ин­дуи­сты, 8,5% – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, 1,2% – джай­ны. Ха­рак­те­рен ре­ли­ги­оз­ный синк­ре­тизм, мно­го­чис­лен­ны при­вер­жен­цы тра­ди­ций бхакти­ (пуш­ти­марг, да­ду­пант­хи), су­фий­ских ор­де­нов (чиш­тие, су­хра­вар­дия), куль­тов бо­гинь-ма­те­рей (мат­а, кул­де­ви), ге­ро­ев-вои­нов, со­вер­шив­ших са­мо­сож­же­ние вдов (са­ти-ма­та).

Эт­но­ге­нез во мно­гом об­щий с гуджа­рат­цами­. Яд­ро Р. со­став­ля­ет во­ин­ско-зем­ле­вла­дельч. со­сло­вие рад­жпу­тов, кла­ны ко­то­ро­го ухо­дят кор­ня­ми к за­во­еват. ми­гра­ци­ям са­ков, то­ха­ров, эф­та­ли­тов, ара­бов, тюр­ков. Мн. зем­ле­дельч., ре­мес­лен­ные, об­слу­жи­ваю­щие ка­сто­вые груп­пы Р. свя­за­ны с радж­пу­та­ми ги­пер­гам­ны­ми от­но­ше­ния­ми. 2-е ме­сто в ка­сто­вой иерар­хии Р. пос­ле во­ин­ских за­ни­ма­ют тор­го­вые ка­сты-ба­ния; влия­ние брах­ма­нов ог­ра­ни­че­но. Тор­го­во-ро­стов­щич. со­об­щест­во Р.-мар­ва­ри со сред­них ве­ков поль­зу­ет­ся ис­клю­чит. влия­ни­ем в сфе­ре тор­го­во-бан­ков­ских опе­ра­ций и круп­ной пром-сти на Ближ­нем Во­сто­ке. В со­став Р. иног­да вклю­ча­ют­ся не­ко­то­рые пле­ме­на ади­ва­си (бхилы­, ми­на-ме­ва­ти, са­ха­рия, га­ра­сия) и ко­че­вые ка­сты/пле­ме­на (ламба­ди­, канд­жар, кал­бе­лия, ра­ба­ри).

Фото Victor Wong Раджастханцы. Дворец в крепости Амбер близ Джайпура. 17–18 вв.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. За­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ст­вом. По­се­ле­ния рас­по­ла­га­ют­ся на скло­нах хол­мов, вер­ши­ну ко­то­рых за­ни­ма­ет кре­пость ме­ст­но­го рад­жпу­та. В го­ро­дах двух­этаж­ные до­ма воз­во­дят­ся во­круг внутр. дво­ра, ок­ру­жён­но­го га­ле­рея­ми, в ниж­нем эта­же раз­ме­ща­ют­ся лав­ки и ма­стер­ские. Сте­ны до­мов ук­ра­ша­ют рос­пи­сью. Т. н. радж­пут­ский стиль ар­хи­тек­ту­ры, со­че­таю­щий мест­ные ин­дий­ские и при­вне­сён­ные ис­лам­ские тра­ди­ции, пред­став­лен двор­цо­вы­ми комп­лек­са­ми и кре­по­стя­ми (Ам­бер, На­гар­гарх, Ха­ва-Ма­хал и Чанд-Ма­хал в Джай­пу­ре, Джаг-Ман­дир и Джаг-Ни­вас в Удай­пу­ре и др.). Муж­чи­ны но­сят шта­ны и длин­ные ру­ба­хи (ан­гарк­хи), жи­ле­ты и каф­та­ны, обя­за­тель­но – тюр­бан (осо­бен­но по­пу­ляр­на рас­цвет­ка панч­ранг – «пять цве­тов» – в узел­ко­вой тех­ни­ке), мн. муж­чи­ны-радж­пу­ты – серь­гу в од­ном ухе; жен­щи­ны – ши­ро­кие юб­ки (гха­гра, гха­га­ра или лехн­га), ко­рот­кие коф­ты (канч­ли, чо­ли), го­лов­ное по­кры­ва­ло, на­бор­ный по­яс, коль­цо в но­су и др. ук­ра­ше­ния, ча­сто име­ют та­туи­ров­ку и рос­пи­си хной (мехн­ди). В одеж­де, по­ми­мо хлоп­ка, ис­поль­зу­ет­ся шерсть (ред­кость для Ин­дии). Раз­ви­ты тка­чест­во и кра­ше­ние тка­ней, юве­лир­ное, гон­чар­ное, кам­не­рез­ное, ору­жей­ное де­ло, ков­ро­де­лие (Джай­пур, Би­ка­нер, Ад­жмер), узел­ко­вая тех­ни­ка ок­ра­ски тка­ней (чу­на­ри, банд­ха­на), че­кан­ка по ме­тал­лу (Джай­пур, Ал­вар), из­го­тов­ле­ние ла­ки­ро­ван­ных из­де­лий из верб­лю­жьей ко­жи (Би­ка­нер), вы­ем­ча­тые и пе­ре­го­род­ча­тые эма­ли ми­на­ка­ри (Джай­пур, Би­ка­нер), резь­ба по кам­ню и сло­но­вой кос­ти, иск-во рад­жпут­ской ми­ниа­тю­ры. Для кух­ни ха­рак­тер­ны ле­пёш­ки, в т. ч. жа­рен­ные в мас­ле, кро­ке­ты из бо­бо­вой му­ки (па­ко­ра) с мяг­ким сы­ром, ово­ща­ми и фрук­та­ми, мо­лоч­ные про­дук­ты, ка­ши из сме­си зер­на и бо­бо­вых, ту­шён­ные с ост­ры­ми при­пра­ва­ми (кар­ри и ма­са­ла) или в собст­вен­ном со­ку (саб­зи) ово­щи, плов (пу­лао и би­риа­ни), ма­ри­на­ды и хо­лод­ные соу­сы. Рас­про­стра­не­ны ис­то­рич. хро­ни­ки и пре­да­ния, ге­неа­ло­гии рад­жпут­ских ро­дов, раз­ви­ты иск-во стран­ст­вую­щих по­этов-ча­ранов (бал­ла­ды и пес­ни на древ­ней фор­ме мар­ва­ри – дин­гал), ска­зи­те­лей, театр марионеток (кат­ха­пут­ли), те­ат­раль­ные дра­мы и др.; во­ин­ский эпос о ге­рое 14 в. Па­бу­джи ис­пол­ня­ет­ся под му­зы­ку бро­дя­чи­ми ар­ти­ста­ми из ка­сты на­як в те­че­ние не­сколь­ких но­чей на фо­не рас­пис­но­го зад­ни­ка-свит­ка. Сре­ди тан­цев зна­ме­ни­ты кал­бе­лия, гху­мар.

Лит.: Chauhan B. R. A Rajasthan village. New Delhi, 1967; Гу­се­ва Н. Р. Рад­жаст­хан­цы: на­род и про­бле­мы. М., 1989; Ус­пен­ская Е. Н. Радж­пу­ты: тра­ди­ци­он­ное об­щест­во, го­су­дар­ст­вен­ность, куль­ту­ра. СПб., 2003.

Вернуться к началу