ПЕНДЖА́БЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНДЖА́БЦЫ, панджабцы (самоназвание – панджаби), индоарийский народ, осн. население Пенджаба. Живут на востоке Пакистана (76,3 млн. чел., 2011, перепись; составляют св. 70% в пров. Пенджаб и г. Исламабад) и северо-западе Индии (29,1 млн. чел., из них в штате Пенджаб 22,3 млн. чел., Харьяне 2,2 млн. чел., Раджастхане 1,1 млн. чел. – 2001, перепись). Проживают также в США (в осн. в штате Калифорния), Великобритании (св. 1,5 млн. чел. – 2009, оценка), ОАЭ, Сауд. Аравии, Сянгане, Малайзии и др. Общая численность ок. 120 млн. чел. (2013). Говорят на яз. панджаби, распространены также языки урду. Верующие в Пакистане гл. обр. мусульмане-сунниты, в Индии – сикхи и индуисты, есть христиане (католики и протестанты).
Традиц. культура типична для народов Юж. Азии. Осн. занятие – пашенное земледелие (пшеница, просо, бобовые, кукуруза; Вост. Пенджаб – один из гл. хлопководч. районов Индии); развито искусств. орошение. Осн. с.-х. орудие – лёгкий дерев. плуг, запряжённый в упряжку быков. Развиты ткачество (у индусов – традиц. занятие касты джулаха), в т. ч. произ-во ковров (в осн. выходцами из Кашмира) и шёлковых тканей, изготовление металлич. посуды, ювелирное дело, резьба по дереву, камню, слоновой кости (гл. обр. в Амритсаре). Поселения уличной планировки, насчитывают до нескольких сотен дворов. Жилище сырцовое или глинобитное, в горах – деревянное двухэтажное, с кладовыми и хлевом в нижнем этаже и жилыми помещениями – в верхнем. Мужская одежда – штаны, рубаха, шерстяная безрукавка, тюрбан или шапочка; женская – рубаха до колен (камиз), широкие штаны (сальвар, сутхни), шёлковый шарф (чунни, дупатта). Пища – пресные лепёшки из пшеничной (паратха) и кукурузной (макки ди роти) муки, каши из бобов (летом), проса и кукурузы (зимой). Характерны употребление топлёного масла (гхи) и пряностей (масала), холодный кисломочный напиток с пряностями (ласси) и др. Касты распространены как среди индусов, так и среди мусульман. В Пакистане большое значение имеют патрилинейные родств. группы (бирадари).
Музыкальная культура отличается разнообразием форм и жанров – классич., нар., религиозных (гл. обр. в рамках суфийской практики). У гробницы проповедника и поэта Баба Фарида (1173 или 1175–1265) исполняются суфийские песнопения кауали в сопровождении религ. танца дхамал. Среди муз.-поэтич. традиций сикхов выделяется творчество дхади – исполнителей баллад героич., религ., любовного содержания: обычно они поют группами (вступая поочерёдно или вместе) под аккомпанемент маленьких барабанов в форме песочных часов (дхадд) и смычкового инструмента (саранги). Одиночное или групповое исполнение фольклорных сельских баллад сопровождается однострунным щипковым лютневидным инструментом (тумби) и парной флейтой (алгоза). Классич. музыка развивалась гл. обр. в Патиальской гхаране (т. е. в одной из инд. школ кхайяля), наибольшую известность в 20 в. получили инд.-пакист. певец Баде Гулам Али Хан, его сын Мунавар Али Хан и внук Раза Али Хан. Мужские и женские песенно-танцевальные жанры приурочены к разл. праздникам, в т. ч. религиозным; среди женских – круговые самми (об истории любви и разлуки принцессы Самми) и гидда (сопровождается хлопками в ладони и игрой на барабане дхолки); среди мужских – джумар (экстатический, исполняется обычно на свадьбах; имеет региональные разновидности). Широко распространён коллективный танец бхангра, восходящий к празднику сбора урожая Вайсакхи; исполняется как женщинами, так и мужчинами, отличается живым характером. На его основе сложился стиль совр. музыки П.; популярный инд.-брит. певец Раджиндер Сингх Раи (псевд. Panjabi MC) объединил традиц. стиль бхангра с совр. направлениями поп-музыки.