КХАЙЯ́ЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КХАЙЯ́ЛЬ (от перс. «воображение», «вдохновение»), вокально-инструментальная форма (жанр) сев.-инд. классич. музыки (традиция хиндустани). Кроме Сев. Индии, распространена в Пакистане и Бангладеш. Сформировалась в 17–18 вв. на основе дхрупада, имеет общие с ним принципы ладомелодич. (рага) и ритмич. (тала) развития. Поэтич. тексты (на хинди и его диалектах) посвящены гл. обр. тематике бхакти. Композиция состоит из 2 частей: бара (виламбит) и чхота (друт); каждая из них выстраивается на взаимодействии 2 типов муз. развёртывания: стабильного (бандиш – «композиция», опирающаяся на текст) и свободного (основа – разл. способы мелодич. развития). Некоторые К. предваряются небольшим разделом алап (распевается в свободном метре на отд. слоги). Специфика текста и преобладание развёртывания свободного типа сообщают К. более открытую экспрессивность по сравнению с дхрупадом. Вокальная партия исполняется солирующим мужским либо женским голосом. Аккомпанирующие инструменты: струнный смычковый саранги, парный мембранофон табла, иногда – скрипка, гармониум (ручная фисгармония). К. развивался гл. обр. в индомусульманской среде. Среди наиболее известных региональных школ-гхаран – агрская, киранская, гвалиорская, джайпурская. Представители жанра в 20 в. – Амир Хан, Гхулам Али Хан, Бхимсен Джоши, Джитендра Абхишеки, Кешори Амонкар, Гириджа Деви, Парвин Султана и др.
В 20–21 вв. термин нередко употребляется в значении сев.-инд. вокально-инструментальной музыки в целом (кхайяль сангит).