Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АССА́МЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Е. М. Гороховик (устное творчество)

АССА́МЦЫ (са­мо­на­зва­ния – ас­са­мийа, ахо­мийа), один из ин­доа­рий­ских на­ро­дов на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии, осн. на­се­ле­ние шта­та Ас­сам; про­жи­ва­ют так­же в шта­тах Мег­ха­лая и Ан­дх­ра-Пра­деш. Чис­лен­ность в Ин­дии 16 млн. чел. Жи­вут так­же в Банг­ла­деш и Бу­та­не. Об­щая чис­лен­ность св. 16,2 млн. чел. (2000, оцен­ка). Го­во­рят на ас­сам­ском язы­ке. По ре­ли­гии – ин­дуи­сты (85%), му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба (10%), ка­то­ли­ки.

В ассамской деревне.

Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (гл. куль­ту­ра – за­лив­ной рис). Раз­ви­то про­из-во не­ту­то­вых сор­тов шёл­ка, тка­че­ст­во с ори­ги­наль­ным ор­на­мен­том (рас­ти­тель­ные, зоо­морф­ные и др. мо­ти­вы), пле­те­ние, гон­чар­ст­во, юве­лир­ное де­ло, резь­ба по сло­но­вой кос­ти. Тра­диц. жи­ли­ще на гли­ня­ном фун­да­мен­те с бам­бу­ко­вы­ми сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, и тра­вя­ной кры­шей, по бе­ре­гам рек – свай­ное. Жен­ская оде­ж­да – пря­мая юб­ка (мек­ла), час­то на­де­вае­мая на бо­лее длин­ную и бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ван­ную ниж­нюю юб­ку, коф­та, шаль (ри­ха), у за­муж­них жен­щин – го­лов­ное по­кры­ва­ло (ча­дар); муж­ская оде­ж­да – об­ще­ин­дий­ско­го ти­па. Де­ле­ние на кас­ты ме­нее жё­ст­кое, чем у боль­шин­ст­ва ин­дуи­стов. Прак­ти­че­ски нет не­при­ка­сае­мых каст. В семь­ях, ве­ду­щих про­ис­хо­ж­де­ние от при­шель­цев из Мьян­мы (ахо­мов), со­хра­ня­ют­ся осо­бые сва­деб­ные об­ря­ды (без брах­ма­нов). Раз­ви­ты ши­ва­ит­ские, шак­ти­ст­ские, с 15 в. – так­же виш­ну­ит­ские куль­ты (бхак­ти), рас­про­стра­не­ны те­ат­ра­ли­зо­ван­ные тан­цы, по­свя­щён­ные Криш­не (кам­ру­па, ке­ли го­паль, ма­ха рас нри­тья). Свое­об­раз­на ас­сам­ская хра­мо­вая ар­хи­тек­ту­ра: хра­мы не­вы­со­кие с вы­тя­ну­ты­ми риф­лё­ны­ми ку­по­ла­ми. Один из ре­лиг. цен­тров – храм бо­ги­ни Ка­мак­хья в г. Гау­ха­ти. Осн. празд­ни­ки – Но­вый год (Магх би­ху, Аг­ни-пуд­жа), от­ме­чае­мый в ян­ва­ре, ве­сен­ний Бо­хаг би­ху, лет­ний Ам­бу­ба­чи (Хахт) и др.

Устное творчество – со­став­ная часть сев.-инд. тра­ди­ции хин­ду­ста­ни – от­ли­ча­ет­ся ре­гио­наль­ной спе­ци­фи­кой. Рас­про­стра­не­ны тан­це­валь­но-те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния, гл. обр. хра­мо­вые виш­нуи­ст­ские, свя­зан­ные с эпо­сом и пу­ра­на­ми (бхао­на, од­жа-па­ли), муз.-по­этич. фор­мы и жан­ры клас­сич. ти­па (напр., бар­гит, соз­дан­ный, по пре­да­нию, фи­ло­со­фом 7 в. Шан­ка­рой). Муз. ин­ст­ру­мен­та­рий пред­став­лен все­ми осн. груп­па­ми инд. ин­ст­ру­мен­та­рия: ба­ра­ба­ны (дхол, на­га­ра, мри­дан­га, кхол, да­ба и др.), идио­фо­ны (та­ка – бам­бу­ко­вая по­гре­муш­ка; тал, ман­ди­ра – ме­тал­лич. та­ре­лоч­ки), струн­ные (щип­ко­вый то­ка­ри; смыч­ко­вые бин, са­рин­да), ду­хо­вые, вар­га­ны. Из­вест­ность по­лу­чи­ли по­пу­ляр­ные пев­цы Руд­ра Ба­руа, Бху­пен Ха­за­ри­ка, пе­ви­ца в клас­сич. сти­ле Пар­вин сул­та­на (ро­дом из Ас­са­ма).

Лит.: Barua H. The red river and the blue hills. 3rd ed. Guwa­hati, 1962; Gos­wami P. Folk-li­tera­ture of As­sam. 2nd ed. Guwa­hati, 1965; Da-niélou A. Südasien. Lpz., 1978 (Musik­ge­schichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4); Nath R. The back-ground of As­sa­mese cul­ture. 2nd ed. Guwa­hati, 1978; Das Bh. M. The peop­les of As­sam. Delhi, 1987.

Вернуться к началу