Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРАВИ́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 312-313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Гуров; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Женщины малаяли за работой. Штат Керала.

ДРАВИ́ДЫ, груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на дра­ви­дий­ских язы­ках. Жи­вут в осн. в Юж. Азии (Ин­дии, Па­ки­ста­не и Шри-­Лан­ке; отд. груп­пы – в Банг­ла­деш и Не­па­ле). Де­лят­ся на се­вер­ных, цен­траль­ных и юж­ных Д. К се­вер­ным от­но­сят­ся бра­гуи в Па­ки­ста­не, Аф­га­ни­ста­не, Ира­не и Турк­ме­нии, орао­ны (яз. ку­рукх) в Сев.-Вост. Ин­дии, Банг­ла­деш и Не­па­ле, мал­то и па­ха­риа (яз. мал­то) в Сев.-­Вост. Ин­дии (Чхо­та-На­гпур­ское пла­то, воз­вы­шен­ность Рад­жма­хал, пла­то Шил­лонг); к центр. Д. (Цен­траль­но­ин­дий­ский хре­бет, го­ры Винд­хья, Сат­пу­ра, до­ли­на р. Ма­ха­део) – гон­ды, кхон­ды, койя, пен­го и др.; юж. Д. (плос­ко­го­рье Де­кан, Зап. и Вост. Га­ты, Ма­ла­бар­ское и Ко­ра­ман­дель­ское по­бе­ре­жье) вклю­ча­ют, на­ря­ду с круп­ней­ши­ми эт­нич. общ­но­стя­ми Ин­дии (те­лу­гу, та­ми­лы, ма­лая­ли и кан­на­ра, на тер­ри­то­рии ко­то­рых в 1953–56 бы­ли соз­да­ны «язы­ко­вые шта­ты» Та­мил­над, Ке­ра­ла, Ан­дх­ра-Пра­деш и Кар­на­та­ка; та­ми­лы на­се­ля­ют так­же сев. рай­оны Шри-Лан­ки), ма­лые пле­ме­на груп­пы ади­ва­си: ко­да­гу, то­да, ко­та, иру­ла, ту­лу, ку­рум­ба, ко­ра­га, чен­чу, кай­ка­да и др. Юж. Д. про­жи­ва­ют ком­пакт­но и со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния на сво­их тер­ри­то­ри­ях, ос­таль­ные со­став­ля­ют анк­ла­вы, ок­ру­жён­ные не­дра­ви­дий­ски­ми на­ро­да­ми. Чис­лен­ность Д. в Юж. Азии 210–220 млн. чел. (2004, оцен­ка). С 19 – нач. 20 вв. не­сколь­ко млн. Д. жи­вут так­же в Юго-Вост. Азии (Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия, Син­га­пур и др.), на ост­ро­вах Ти­хо­го и Ин­дий­ско­го океа­нов, в Юж. и Юго-Вост. Аф­ри­ке. Ан­тро­по­ло­ги­че­ски боль­шин­ст­во юж. Д. от­но­сит­ся к юж­но­ин­дий­ской ра­се, сев. и центр. Д. – к ин­до-сре­ди­зем­но­мор­ской ра­се, у всех Д., осо­бен­но в Сев. и Сев.-Вост. Ин­дии, про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты вед­до­ид­ной ра­сы и ав­стра­ло­ид­ной ра­сы.

Т. н. дра­ви­дий­ские си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва, ве­ро­ят­но вос­хо­дя­щие к про­то­д­ра­ви­дий­ской общ­но­сти, – клас­си­чес­кий при­мер по­строе­ния со­ци­аль­ной клас­си­фи­ка­ции на ос­но­ве мно­го­по­ко­лен­ной си­сте­мы би­ла­те­раль­ных крос­ску­зен­ных бра­ков. В до­пол­не­ние к би­фур­ка­тив­но-ли­ней­ным тер­ми­нам, брат ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся как муж се­стры от­ца и отец суп­ру­га или суп­ру­ги; се­стра от­ца – как же­на бра­та ма­те­ри и мать суп­ру­ги или суп­ру­га; крос­ску­зе­ны – как суп­ру­ги и т. д. Сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу. В 19 в. дра­ви­дий­ские си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва срав­ни­ва­ли с иро­кез­ски­ми и ис­поль­зо­ва­ли их сход­ст­во для до­ка­за­тель­ст­ва про­ис­хож­де­ния амер. ин­дей­цев из Азии. Вме­сте с тем пре­об­ла­да­ние бра­ков с до­че­рью се­стры (род­ной или клас­си­фи­ка­ци­он­ной) сбли­жа­ет дра­ви­дий­ские си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва с юж­но­аме­ри­кан­ски­ми, а на ос­но­ва­нии пе­ре­жит­ков, за­фик­си­ро­ван­ных у ря­да дра­ви­дий­ских на­ро­дов (напр., радж-гон­дов), для про­то­дра­ви­дий­ской общ­но­сти ре­кон­струи­ру­ют­ся чер­ты (об­щие тер­ми­ны для родст­вен­ни­ков аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний – бра­тья, вну­ки и де­ды), об­щие с ав­стра­лий­ски­ми. Пре­об­ла­да­ют боль­шие се­мьи. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, мат­ри­ла­те­раль­ный или пат­ри­ла­те­раль­ный. Ро­до­вые груп­пи­ров­ки ча­ще все­го от­сут­ству­ют.

Д. поя­ви­лись в Юж. Азии рань­ше, чем пред­ки др. эт­но­лин­гви­стич. общ­но­стей совр. Ин­дии. Ве­ро­ят­но, про­тод­ра­ви­ды жи­ли в рай­онах, рас­по­ло­жен­ных на за­пад и се­ве­ро-за­пад от Ин­до­ста­на (пред­по­ла­га­ет­ся их ге­не­тич. бли­зость к на­се­ле­нию Древ­не­го Эла­ма и совр. но­си­те­лям ураль­ских язы­ков и ал­тай­ских язы­ков), и миг­ри­ро­ва­ли в Юж. Азию в кон. 5-го – нач. 4-го тыс. до н. э. С Д. свя­зы­ва­ют ряд не­оли­тич., эне­о­ли­тич. и  ме­га­ли­тич. куль­тур сев.-зап., центр. и юж. рай­онов Ин­до­ста­на (Мехр­гарх, Инам­га­он, Не­ва­са, На­вда­то­ли, Ади­ча­нал­лур, Брах­ма­ги­ри, Мас­ки и др.). Дра­видий­ские эле­мен­ты про­сле­жи­ва­ют­ся в куль­ту­ре, ми­фо­ло­гии и, воз­мож­но, язы­ке инд­ской ци­ви­ли­за­ции (3–2-е тыс. до н. э.). По-­ви­ди­мо­му, к про­тод­ра­ви­дий­ско­му ис­точ­ни­ку вос­хо­дят важ­ней­шие чер­ты об­ще­ин­дий­ской куль­ту­ры: куль­ты Ве­ли­кой Бо­ги­ни-Ма­те­ри как во­пло­ще­ния сек­су­аль­ной и кос­мич. энер­гии, юно­го бо­га-вои­те­ля, Чёр­но­го бо­га – по­кро­ви­те­ля ско­та, свя­щен­ных де­ревь­ев, бес­кров­ное жерт­во­при­но­ше­ние («жерт­ва воз­лия­ни­ем», сан­скр. – пуд­жа), не­ко­то­рые фор­мы куль­та пред­ков и т. п.; в дра­ви­дий­ской ми­фо­ло­гии сле­ду­ет, по-ви­ди­мо­му, ис­кать про­об­ра­зы Ка­ли-Дур­ги, Криш­ны, Ши­вы, Скан­ды и др. В 4–3 вв. до н. э. на тер­ри­то­рии, на­се­лён­ной Д., воз­ник­ли цар­ст­ва Чо­ла и Пан­дья в Та­мил­на­де, Че­ра в Ке­ра­ле – «мор­ские дер­жа­вы», под­дер­жи­вав­шие тор­го­вые свя­зи со стра­на­ми Сре­ди­зем­но­мо­рья, с од­ной сто­ро­ны, и на­ро­да­ми Юго-Вост. Азии – с дру­гой; на­се­лён­ная те­лу­гу Ан­дх­ра со­ста­ви­ла яд­ро гос-ва Са­та­ва­ха­нов, за­тем вхо­ди­ла в гос-ва Ча­лукь­ев, Чо­ла и Ка­кать­ев. В 14–17 вв. н. э. бо́льшая часть юж. Д. во­шла в со­став им­пе­рии Вид­жая­на­гар. С кон. 1-го тыс. до н. э. на ря­де дра­ви­дий­ских язы­ков (та­миль­ском, те­лу­гу, кан­на­да и ма­лая­лам) воз­ни­ка­ют си­сте­мы пись­мен­но­сти и лит. тра­ди­ции. Тео­ло­ги Юга сыг­ра­ли ве­ду­щую роль в обос­но­ва­нии ин­дуи­ст­ской док­три­ны бхак­ти. В Ке­ра­ле на­чи­нал свою дея­тель­ность один из ве­ли­чай­ших ве­ро­учи­те­лей ин­ду­из­ма Шан­ка­ра (8–9 вв. н. э.). В дра­ви­дий­ских го­су­дар­ст­вах соз­да­ют­ся па­мят­ни­ки хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры, му­зы­ки, тан­ца (на Юге воз­ни­ка­ют сти­ли клас­сич. тан­ца бха­рат-на­тья, кат­ха­ка­ли, ку­чи­пу­ди и др.).

Лит.: Dumont L. Hierarchy and marriage alli­ance in South Indian kinship. L., 1957; Ала­ев ЛБ. Юж­ная Ин­дия. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская ис­то­рия XIV–XVIII в. М., 1964; Beals A. R. Dravidian kinship and marriage // Sym­po­sium on Dravidian civilization. Austin, 1971; Furer-Haimrordorf Ch. von. The Gods of Andhra Pradesh. Delhi, 1979; Ко­ва­лев ИН. Судь­бы ин­дий­ских пле­мен. М., 1982; Ency­clo­pedia of South Indian culture. Calcutta; Del­hi, 1983; Ду­бян­ский АМ. Ри­ту­аль­но-ми­фо­ло­ги­че­ские ис­то­ки древ­не­та­миль­ской ли­ри­ки. М., 1989; Elwin V. The Muria and their gho­tul. Delhi, 1991; Fuchs S. The aboriginal tribes of India. 3rd ed. New Delhi, 1992; Trautmann T. R. Dravidian kinship. Walnut Creek, 1995; Гу­се­ва НР. Ин­дия в зер­ка­ле ве­ков: Ре­ли­гия. Быт. Куль­ту­ры. М., 2002; Watts J. Kerala of Gods and Men. Mil., 2004.

Вернуться к началу