ДРАВИ́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРАВИ́ДЫ, группа народов, говорящих на дравидийских языках. Живут в осн. в Юж. Азии (Индии, Пакистане и Шри-Ланке; отд. группы – в Бангладеш и Непале). Делятся на северных, центральных и южных Д. К северным относятся брагуи в Пакистане, Афганистане, Иране и Туркмении, ораоны (яз. курукх) в Сев.-Вост. Индии, Бангладеш и Непале, малто и пахариа (яз. малто) в Сев.-Вост. Индии (Чхота-Нагпурское плато, возвышенность Раджмахал, плато Шиллонг); к центр. Д. (Центральноиндийский хребет, горы Виндхья, Сатпура, долина р. Махадео) – гонды, кхонды, койя, пенго и др.; юж. Д. (плоскогорье Декан, Зап. и Вост. Гаты, Малабарское и Корамандельское побережье) включают, наряду с крупнейшими этнич. общностями Индии (телугу, тамилы, малаяли и каннара, на территории которых в 1953–56 были созданы «языковые штаты» Тамилнад, Керала, Андхра-Прадеш и Карнатака; тамилы населяют также сев. районы Шри-Ланки), малые племена группы адиваси: кодагу, тода, кота, ирула, тулу, курумба, корага, ченчу, кайкада и др. Юж. Д. проживают компактно и составляют большинство населения на своих территориях, остальные составляют анклавы, окружённые недравидийскими народами. Численность Д. в Юж. Азии 210–220 млн. чел. (2004, оценка). С 19 – нач. 20 вв. несколько млн. Д. живут также в Юго-Вост. Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур и др.), на островах Тихого и Индийского океанов, в Юж. и Юго-Вост. Африке. Антропологически большинство юж. Д. относится к южноиндийской расе, сев. и центр. Д. – к индо-средиземноморской расе, у всех Д., особенно в Сев. и Сев.-Вост. Индии, прослеживаются черты веддоидной расы и австралоидной расы.
Т. н. дравидийские системы терминов родства, вероятно восходящие к протодравидийской общности, – классический пример построения социальной классификации на основе многопоколенной системы билатеральных кросскузенных браков. В дополнение к бифуркативно-линейным терминам, брат матери называется как муж сестры отца и отец супруга или супруги; сестра отца – как жена брата матери и мать супруги или супруга; кросскузены – как супруги и т. д. Сиблинги классифицируются по относит. возрасту и полу. В 19 в. дравидийские системы терминов родства сравнивали с ирокезскими и использовали их сходство для доказательства происхождения амер. индейцев из Азии. Вместе с тем преобладание браков с дочерью сестры (родной или классификационной) сближает дравидийские системы терминов родства с южноамериканскими, а на основании пережитков, зафиксированных у ряда дравидийских народов (напр., радж-гондов), для протодравидийской общности реконструируются черты (общие термины для родственников альтернативных поколений – братья, внуки и деды), общие с австралийскими. Преобладают большие семьи. Счёт родства билатеральный, матрилатеральный или патрилатеральный. Родовые группировки чаще всего отсутствуют.
Д. появились в Юж. Азии раньше, чем предки др. этнолингвистич. общностей совр. Индии. Вероятно, протодравиды жили в районах, расположенных на запад и северо-запад от Индостана (предполагается их генетич. близость к населению Древнего Элама и совр. носителям уральских языков и алтайских языков), и мигрировали в Юж. Азию в кон. 5-го – нач. 4-го тыс. до н. э. С Д. связывают ряд неолитич., энеолитич. и мегалитич. культур сев.-зап., центр. и юж. районов Индостана (Мехргарх, Инамгаон, Неваса, Навдатоли, Адичаналлур, Брахмагири, Маски и др.). Дравидийские элементы прослеживаются в культуре, мифологии и, возможно, языке индской цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.). По-видимому, к протодравидийскому источнику восходят важнейшие черты общеиндийской культуры: культы Великой Богини-Матери как воплощения сексуальной и космич. энергии, юного бога-воителя, Чёрного бога – покровителя скота, священных деревьев, бескровное жертвоприношение («жертва возлиянием», санскр. – пуджа), некоторые формы культа предков и т. п.; в дравидийской мифологии следует, по-видимому, искать прообразы Кали-Дурги, Кришны, Шивы, Сканды и др. В 4–3 вв. до н. э. на территории, населённой Д., возникли царства Чола и Пандья в Тамилнаде, Чера в Керале – «морские державы», поддерживавшие торговые связи со странами Средиземноморья, с одной стороны, и народами Юго-Вост. Азии – с другой; населённая телугу Андхра составила ядро гос-ва Сатаваханов, затем входила в гос-ва Чалукьев, Чола и Какатьев. В 14–17 вв. н. э. бо́льшая часть юж. Д. вошла в состав империи Виджаянагар. С кон. 1-го тыс. до н. э. на ряде дравидийских языков (тамильском, телугу, каннада и малаялам) возникают системы письменности и лит. традиции. Теологи Юга сыграли ведущую роль в обосновании индуистской доктрины бхакти. В Керале начинал свою деятельность один из величайших вероучителей индуизма Шанкара (8–9 вв. н. э.). В дравидийских государствах создаются памятники храмовой архитектуры, музыки, танца (на Юге возникают стили классич. танца бхарат-натья, катхакали, кучипуди и др.).