КА́ННАРА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ННАРА, каннада (самоназвание – каннадига), дравидийский народ на юге Индии, осн. население Карнатаки. Живут также в соседних областях Андхра-Прадеша, Махараштры и Тамилнада, а также в крупных городах Юж. Индии. Численность 36,8 млн. чел. (2008, оценка). Говорят на яз. каннада, распространены также тамильский яз., языки телугу, маратхи и англ. яз. Большинство К. –
индуисты (в т. ч. лингаяты), есть мусульмане-сунниты (в осн. в городах; мусульманство принудительно распространялось в кон. 18 в.) и джайны (Карнатака – один из древних центров джайнизма); до 17% – христиане.
Традиц. культура типична для народов Юж. Азии (см. в ст. Азия). Возделывают заливной и суходольный рис (на юге), просо (на севере), маниок, овощи, пряности, кокосовую и арековую пальмы (на побережье), арахис, хлопчатник, сахарный тростник; на лесном холмистом западе (Мальнад) впервые в Индии стали культивировать кофе (с 17 в.), есть также плантации гевеи, чая, цитрусовых, кардамона, добываются ценные сорта древесины. На востоке распространено скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), на побережье – рыболовство. Развиты резьба по дереву (в т. ч. лакированные изделия из Чаннапатны), инкрустация слоновой костью по чёрному и розовому дереву, резьба по слоновой кости, произ-во керамич. сосудов, черепицы, кирпича, шёлкоткачество; характерны набойка, вышивка в стиле касути (в осн. на женской одежде: двусторонняя гладь цветными нитями на тёмном фоне, жанровые мотивы), майсурский стиль храмовой и дворцовой живописи (на бумаге, наклеенной на дерев. основу, с рельефными деталями, покрытыми сусальным золотом; религ. и эпич. сюжеты). Традиц. жилище глинобитное или из обожжённого кирпича обычно с черепичной крышей; встречаются плоские крыши из обмазанного глиной плетня. К жилому помещению примыкают хлев, амбар, кухня.
К. делятся на экзогамные роды (бали, бари, бедаги, бедага) и большие семьи (тарвад). Система терминов родства дравидийского типа. В некоторых кастах практикуются матрилинейность и матрилокальность брака, кросскузенный брак, брак с дочерью сестры, обычай усыновления зятя (илат), авункулат. Свадьба устраивается в доме невесты. Бытуют разводы, замужество вдов; полигиния – в осн. у мусульман. Распространён культ Богини-Матери. В Бангалоре в апреле устраивается праздник Карага, с характерным культом женских божеств, включающий бег жреца с сосудом с водой на голове. Развиты ритуальные танцы (в т. ч. бхаратнатьям); каннада литература; архитектура: пещерные храмы и монастыри (напр., 6–7 вв. в Бадами), храмы эпохи Хойсалов (11–14 вв.; в т. ч. в Белуре), храмы и дворцы эпохи Виджаянагар (14–17 вв.; в т. ч. храмовый комплекс в Хампи); монументальная живопись и скульптура (в т. ч. монолитная статуя высотой св. 17 м джайнского святого Гоматешвара в Шравана-Белагола, кон. 10 в.; т. н. дравидийские скульптурные колонны, сплошь покрытые скульптурой – гопурам).
Классич. музыка К. – часть юж.-инд. (карнатской) традиции (карнатака сангита). Наибольшее распространение получили вокальные жанры крити, киртана, сулади, пада и др., связанные с конфессиональным течением индуизма бхакти (в т. ч. с движением харидасов). «Отцом» карнатской музыки считается Пурандарадаса (1-я пол. 16 в.). Среди др. представителей юж.-инд. традиции – принадлежащие к К. религ. деятели, поэты и музыканты Вьясатиртха и Канакадаса (16 в.). На яз. каннара создавали свои композиции и др. представители карнатской традиции, не относящиеся к данному народу. Выходцы из К. – совр. сев.-инд. классич. певцы (хиндустани): Малликарджун Мансур, Бхимсен Джоши и др. Среди фольклорных жанров выделяется музыкально-танцевальная драма якшагана.