БХАРАТНАТЬЯ́М
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БХАРАТНАТЬЯ́М, древнейшая форма инд. классического танцевального иск-ва. Первоначальное назв. – дассиатам, от храмового танца девадаси (служительниц богов), возникшего на рубеже 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э. на юге Индии. Постепенно распространяясь по всей Индии (и проникая в Индонезию, Камбоджу, Японию), в юж. районах сохранял ритуальный характер, а в северных (приблизительно с 13–14 вв.) обретал популярность в качестве светского танца. Совр. вид Б. принял к нач. 19 в. К кон. 20 в. сформировались многочисл. школы и стили бхаратнатьям.
Б. следует канонам, изложенным в санскр. трактате «Натьяшастра», согласно которым танец символизирует два начала: мужское – тандава (энергичный танец Шивы) и женское – ласья (нежный танец богини Парвати). В основе классич. танца лежат три обязательных компонента: натья (драматический), нритта (собственно танцевально-ритмич. движения) и нритья (выражение эмоциональных состояний и соответствующих настроений). Иск-во Б. сочетает собственно танец с сюжетной пантомимой и муз.-поэтич. основой. В нём детально разработана система движений тела (ангик): 13 позиций головы, по 7 движений для глаз и бровей, 9 – для шеи, 67 – для рук (хаста); регламентированы также движения живота, бёдер, икр и ступней. Отдельно выделяются 108 характерных поз (карана; изображены в Чидамбараме на воротах одного из старейших храмов, посвящённого Шиве). До совершенства доведена техника складывания пальцев рук в фигуры-символы – т. н. мудры (ок. 500), изображающие предметы, животных, действия, эмоции и пр. Используя чередование фигур, танцор может вести рассказ без слов.
Б. – сольный танец-представление (в сопровождении певца и музыкантов-аккомпаниаторов), состоящий из нескольких частей: он начинается вступлением с тремя видами приветствия (божеству, коллегам и музыкантам, зрителям), включает как быстрые, высокотехничные, так и медленные лирич. разделы и завершается спокойным танцевально-речитативным эпилогом. В Б. независимо от пола исполнителя всегда сочетаются мягкость и мужественность, скульптурность и плавность, а образной выразительности способствуют поэзия (на телугу, тамильском яз., санскрите) и основанная на раге музыка. Б. послужил основой для танцевальных драм, разыгрываемых перед храмами во время религ. праздников.