И́НДСКАЯ ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́НДСКАЯ ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ, древнейшая цивилизация Юж. Азии (сер. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) с центром в бассейне р. Инд (совр. юго-восток Пакистана и северо-запад Индии). И. ц. сложилась на основе хараппской археологич. культуры. В совр. историографии наряду с понятием «И. ц.» получил распространение термин хараппская цивилизация. Вся область И. ц. простирается значительно шире долины Инда – более чем на 1000 км с запада на восток и с севера на юг. Выделяются следующие зоны распространения И. ц.: юго-западная (побережье Аравийского м.), юго-восточная (Гуджарат и сев. Махараштра) и северо-восточная [верхнее течение рек Джамна (Ямуна) и Ганг]. Археологич. изучение И. ц. началось в 1920-х гг. Наряду с её самыми значит. центрами – Мохенджо-Даро (пл. свыше 200 га) и Хараппа (ок. 150 га) – исследованы крупные поселения Ганверивала и Ракхигархи (каждое ок. 80 га), а также Дхолавира. Изучено неск. городищ меньшего размера (от 10 до 50 га): Чанху-Даро, Калибанган, а также Лотхал. Города имеют двухчастную планировку и состоят из т. н. цитадели, окружённой стенами, и жилых кварталов. Цитадель строилась на холме или искусств. возвышении. В цитадели или поблизости от неё располагались крупные постройки обществ. назначения (предположительно зернохранилища, залы собраний, иногда бассейн, в частности в Мохенджо-Даро). Планировка поселений и высокий уровень благоустройства (дренажная и канализац. системы) свидетельствуют о наличии гор. властей. Расстояние между наиболее крупными гор. центрами составляет неск. сотен км (возможно, каждый из них должен был контролировать территорию ок. 100 тыс. км2). География расселения позволяет предположить, что основой экономики И. ц. было ирригац. земледелие в бассейнах рек. Выращивались пшеница, ячмень, просо, возделывался хлопчатник. В качестве тягловых животных использовались быки и буйволы; разводилась домашняя птица. В гор. строительстве широко применялся обожжённый кирпич. Характерна хараппская керамика с геометрич. узорами и изображением растений. Небольшие каменные и бронзовые изображения (монументальная скульптура не выявлена) отличаются пластикой, живостью передачи движения. В жилых домах находят многочисл. глиняные фигурки (обычно женские), выполненные в условной манере и, видимо, имевшие культовое назначение. Наиболее примечательные произведения худож. ремесла – каменные печати с изображениями и надписями (найдено неск. тысяч штук, почти все в крупных городах). Знаки письма, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Индии, что свидетельствует об их местном происхождении. Количество знаков (ок. 400) позволяет сделать вывод о морфемнослоговом характере письма. Большинство исследователей склоняется к мнению, что язык протоиндийских надписей был близок языкам дравидийской семьи. Находки печатей и др. изделий ремесла за пределами Индии указывают на широкие междунар., в т. ч. торговые, связи И. ц. Её форпостом в Центр. Азии являлся Шортугай (Сев. Афганистан). Контакты с Месопотамией осуществлялись морем – через Бахрейн, где находят печати, сходные с протоиндийскими. Основные сведения о связях Месопотамии с городами долины Инда могут быть датированы последней третью 3-го тыс. до н. э. – предположительно временем расцвета индской цивилизации.
В нач. 2-го тыс. до н. э. Мохенджо-Даро и Хараппа постепенно пришли в упадок. Города начали терять регулярную планировку, уменьшились в размерах, стали сменяться сельскими поселениями. Происходила варваризация культуры, забывалась письменность. В вост. районах, как на п-ове Катхиявар, так и на северо-востоке, хараппская археологич. культура в её поздних формах продолжала существовать на протяжении почти всего 2-го тыс. до н. э.
Мифология сев.-зап. Индии 3–2-го тыс. до н. э. реконструируется на основе изучения археологич. находок. Наличие бассейна в цитадели Мохенджо-Даро и комнат для омовений в жилых кварталах города может свидетельствовать о культовой роли воды. В домах горожан нередко встречаются терракотовые статуэтки, обычно женские (иногда соединены со светильником), со сложными головными уборами и множеством бус и браслетов. Это позволяет говорить о почитании женщины как воплощения идеи плодородия. Солнечные символы представлены свастикой и колесом с шестью спицами. Осн. источниками для исследования протоиндийской мифологии служат многочисл. изображения на каменных печатях. Чаще всего это образы животных (единорог, буйвол или бык, носорог, слон, тигр), нередко с находящимися перед ними ритуальными предметами, очевидно символизировавшими почитание. Встречаются фантастич. образы, объединяющие разл. существ: тигр с рогами быка, имеющий лицо человека, бык с хвостом в виде кобры и т. п. Изображение женской фигуры в ветвях дерева свидетельствует о культе деревьев. Почитались гл. обр. мощные фиговые деревья (баньян, пиппал), с которыми могла связываться идея Мирового древа. Важное место в протоиндийской мифологии занимал антропоморфный персонаж с рогами буйвола, представлявший собой, возможно, интифаллический образ (обычно изображался на троне в т. н. йогической позе). На одной из печатей его окружают носорог, буйвол, тигр и слон, которые, возможно, символизируют стороны света. Сцена убиения буйвола, помещаемая рядом с этой фигурой, вероятно, указывает на жертвоприношение ему, а контуры тростниковой хижины – на его святилище. Культ буйвола уходит корнями в эпоху, предшествующую развитой гор. культуре И. ц.; он представлен, напр., изображениями на керамике из Кот-Диджи (нач. 3-го тыс. до н. э.). Сцены единоборства антропоморфных персонажей с буйволом или с двумя тиграми явно отражают мифологич. сюжеты, но их трудно интерпретировать, поскольку протоиндийская письменность окончательно не дешифрована. В индуизме и фольклоре народов Индии находят многочисленные параллели с протоиндийской мифологией (культ воды, деревьев и животных, мифы, связанные с буйволом, многоголовые существа, почитание богинь-матерей и мн. др.).