Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕДИНОРО́Г

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 625

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




  «Дама с единорогом». Шпалера. Шерсть, шёлк. Кон. 15 в. Музей Клюни (Париж).

ЕДИНОРО́Г, ми­фи­че­ское жи­вот­ное (в ран­них тра­ди­ци­ях – с те­лом бы­ка, в бо­лее позд­них – с те­лом ло­ша­ди, ино­гда коз­ла), на­зван­ное так по на­ли­чию од­но­го длин­но­го пря­мо­го ро­га на лбу. Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния Е. встре­ча­ют­ся в па­мят­ни­ках куль­ту­ры 3-го тыс. до н. э. (на пе­ча­тях из древ­них го­ро­дов до­ли­ны р. Инд – Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­па). В ближ­не­во­сточ­ных и ран­не­ев­ро­пей­ских ми­фо­ло­гических сис­те­мах об­раз Е. по­яв­ля­ет­ся, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, из инд. тра­ди­ции. Гре­че­ская (Кте­си­ас, Ари­сто­тель) и рим­ская (Пли­ний Стар­ший) тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ли Е. как ре­аль­но су­ще­ст­во­вав­ше­го зве­ря и свя­зы­ва­ли его про­ис­хо­ж­де­ние с Ин­ди­ей (или Аф­ри­кой).

Сим­во­ли­ка Е. иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ную роль в ср.-век. хри­сти­ан­ских со­чи­не­ни­ях, вос­хо­дя­щих к греч. тек­сту «Фи­лио­ло­га» (2–3 вв. н. э.): Е. рас­смат­ри­ва­ет­ся как сим­вол чис­то­ты и дев­ст­вен­но­сти, при­ру­чить ко­то­ро­го мо­жет толь­ко не­по­роч­ная де­ва, от­сю­да – бо­лее позд­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция, свя­зы­ваю­щая Е. с Де­вой Ма­ри­ей и Ии­су­сом Хри­стом.

Вернуться к началу